Национальное
объединение
корпоративных
секретарей
Национальное объединение
корпоративных секретарей
logo

НОКС стиль. Новые правила игры Архетипы на службе личного бренда: почему ими важно управлять?

Новые правила игры

Архетипы на службе личного бренда: почему ими важно управлять?

Роман Левшин, эксклюзивно для НОКС

За последние 20 лет наш мир изменился — будто превратился в напряженный и насыщенный информацией шар. Один «черный лебедь» идет за другим, а мы вынуждены принимать решения быстро, сквозь информационный шум и колоссальные информационные потоки.

Фактически у нас нет времени остановиться и подумать, и часто нам приходится делать спонтанные выводы. А у топ-менеджеров вообще реактивный стиль решения задач.

Что лежит в основе этих суждений? Правильно, эмоции и подсознание.

Контекст подкреплен и тем фактом, что в начале 2000-х мы ушли с головой в мир соцсетей и диджитал. Где ограничение в 30 минут в день на просмотр лент новостей, которое принимает за правило каждый деловой человек? По статистике, в среднем мы проводим в соцсетях и в интернете за чтением новостей суммарно по 2–2,5 часа в день. Социальные сети раскачали экономику впечатлений, люди стали больше обращать внимание на внешнее и перестали обращать внимание на внутреннее.

Спонтанные решения, основанные на восприятии внешнего впечатления, не такие уж неверные. Помните книгу Малкольма Гладуэлла «Сила мгновенных решений: Интуиция как навык» (2005)? Автор еще раз доказывает существование концепции тонкого среза — способности нашего подсознания быстро считывать ситуацию при минимальном объеме данных и оперативно находить закономерности на основе «тонких срезов» опыта. Впервые термин был введен Налини Амбади и Робертом Розенталем в 1992 году в метаанализе в журнале «Психологический бюллетень». Они провели эксперимент со студентами, которые оценивали преподавателей по 2–5–10-секундным видеороликам. Выяснилось, что впечатления учеников, составленные по 2-секундным видео, полностью совпадали с оценками, основанными на более длительном взаимодействии с учителями.

Можно сказать, что современные топ-менеджеры часто принимают решения, основываясь именно на тонком срезе. Фактически тонкий срез — это те же впечатления. Поэтому, когда времени на аргументацию и введение в контекст нет, остается только правильно транслировать себя в первые же секунды. Весь нейромаркетинг построен на этом. Дело все в том, что наш лимбический, рептильный мозг ответственен за управление эмоциями, инстинкты и выживание. Решения принимаются практически мгновенно. А неокортекс, наоборот, работает медленно: это прежде всего интеллект, анализ, мысли, творчество. Пока неокортекс включает зажигание, лимбическая операционная система несется со скоростью света и готова к выдаче результата. Вот почему именно сейчас важно создавать впечатление быстро. И помогает в этом система архетипов Карла Юнга, совмещенная с моей концепцией 4D Branding, разработанной в рамках программы «Личное профессиональное позиционирование»

Как выбрать архетип

Начнем с того, что архетип не выбирают: во-первых, это врожденные характеристики личности, во-вторых, не бывает чистых архетипов — только сочетания, и в каждом человеке проявляется несколько. Вы наверняка знаете названия архетипов — в наше время расцвета нумерологии, астрологии и таро странно не заинтересоваться концепцией образов с более обоснованной научной подоплекой.

Впервые архетипы Юнг упомянул в докладе «Инстинкт и бессознательное» на симпозиуме Британского психологического общества в 1919 году — причем автор объясняет, что термин взят у Аврелия Августина в трактате «О граде Божьем» (427 г.). Если помните, всего архетипов двенадцать: Невинный, Обыватель, Герой, Разбойник, Исследователь, Создатель, Правитель, Маг, Любовник, Заботливый, Шут, Мудрец.

Конечно, хочется сразу разобраться, какие виды архетипов свойственны определенной личности, но это как в работе с психологом — приходишь к специалисту и оказывается все не так, как казалось ранее. Необходимы профессиональная помощь и совет, чтобы правильно оценить и сравнить внешние и внутренние качества человека. Есть разные архетипические карты, и у каждого свои ценности. Что такое архетипы? Это бессознательные паттерны, которые определяют поведение человека, присутствуя в нем изначально. Архетипы как явление связаны с пониманием сознательного и бессознательного, рептильного мышления и неокортекса. Вот почему они так важны — и надо уметь в них разбираться.

Как определить архетип

У каждого человека есть пара доминирующих архетипов и два менее выраженных, что никак не умаляет их роль в конструкции бессознательного. Поэтому для начала надо понять, какими органическими архетипами обладает личность. Если человек яркий и уверенный в себе — значит это Правитель, ценящий контроль, Маг, использующий силу, или Шут, любящий развлечения.

Важно определить собственные ценности и сопоставить их с внешним проявлением личности в окружающем мире. И если оценка показывает несоответствие внешнего и внутреннего, то первое, что необходимо сделать, — обрести гармонию образа и разума. В этом случае невозможно притвориться и обмануть всех, примерив на себя чуждый архетип: люди не станут доверять больше. Если Обыватель примерит одежды Правителя, никто ему не поверит, а диссонанс будет только подчеркивать несоответствие. Когда появляется понимание собственных архетипов, это сочетание позволяет раскрыться личности во всем ее многогранном воплощении. Например, человек одевается как Обыватель, старается быть незаметным и слиться с толпой — а на самом деле в его личности закован скрытый Исследователь, способный удивить необычным образом с этническими мотивами.

Имидж, сопряженный с носительством архетипа, не должен быть придуманным и искусственным — окружающие это моментально считывают. И еще одна распространенная ошибка, когда люди стараются одеваться модно, «как принято», примеряют на себя чуждые образы: копируют, не отталкиваясь от собственного внутреннего мира. А многие вообще с детства растут с комплексом неполноценности: подгоняют одежду под стандарты внешности и одеваются так, чтобы скрыть недостатки. И в итоге перед нами типичный Обыватель. Это безопасный образ, своеобразная зона комфорта, когда на Простака не обращают внимания. Но здесь же кроется и ответ на вопрос, почему ему не доверяют большие деньги, а карьера юриста в образе Простака хромает. Если мы углубимся в недра черной социологии, где людей делят на касты по цвету одежды, то Обыватель (Славный малый) окажется в касте рабов. Людей в черном и белом будут классифицировать как более духовных, в яркой одежде будут торговцы, а в серой — воины.

Как управлять архетипом

Архетипы необходимы, чтобы создавать верное впечатление и вызывать доверие. Как же научиться управлять своими архетипами, чтобы быть в гармонии с самим собой? Ведь уверенность в себе — это гармония с миром.

Как я уже писал выше, нельзя выбрать хороший или плохой архетип — человек не выбирает архетип, он с ним рождается. Это бессознательный паттерн, определяющий поведение человека. Наш код личности, который надо понять и научиться осознанно преподносить, полностью взяв под контроль.

Например, Обыватель (Славный малый, Простак) — во многом циничный, приземленный, зависимый от общественного мнения персонаж. Славным малым может быть и топ-менеджер, и художник. А если у личности превалирующий архетип Любовник и он это знает? Тогда он понимает, что старается всем нравится и нуждается во всеобщем внимании, но во время важной встречи с руководителем использует другой имидж. Он уже готов к ситуации, где необходимо вызвать доверие и организовать процесс, и он прекрасно управляет другим своим архетипом — Заботливый, который одевается и ведет себя гораздо сдержанней Любовника: в бежевые, нюдовые и теплые оттенки, забыв про любимую красную юбку.

В идеале, конечно, необходимо определить четыре своих архетипа, поскольку они делятся по четырем блокам.

Первый блок — это мастера организационных процессов: Опекун, Правитель, Творец.

Вторая категория — жаждущие славы Герой, Волшебник, Разбойник.

Третья — Исследователь, Мудрец и Невинный с тоской по потерянному раю.

И четвертый блок архетипов о единении с людьми — это Любовник, Обыватель и Шут.

Представляете, какой многогранной личностью можно стать, определив в себе все четыре архетипа?

4D+1 Branding в системе управления архетипами

 Самое любопытное, что эти четыре блока пересекаются с моей концепцией 4D+1 Branding, которую я внедрил в программу «Личное профессиональное позиционирование» 

Единство с другими — это социальное измерение.

Желание оставить след — духовная категория.

Тоска по потерянному раю, зона комфорта — эмоциональное поле.

Желание разложить все по полочкам — физическое.

Это абсолютно инновационный метод 4D+1, где 1 — секретный ингредиент, связанный с персональным нарративом.

Это уникальное сочетание архетипов помогает человеку правильно транслировать внешние качества для достижения конкретных результатов. Если надо наладить организационные процессы, работаешь с физическим полем Правителя, Творца или Заботливого. Для обретения единого корпоративного духа с людьми управляешь архетипом Любовника, Шута или Обывателя. Для стратегической сессии или тренинга понадобятся представители духовного блока — Герой, Волшебник или Разбойник. Получается, управление архетипом — это управление тем впечатлением, которое человек хочет произвести.

Вспомним, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» главная героиня прозябала в образе Славного малого, играя с коллегами в настольный теннис. Смена имиджа привела к изменению поведения и появлению уверенности в себе. Внутренне она не поменялась, но люди стали воспринимать ее по-другому. Изменения внешнего влекут изменения поведения: если человек начнет улыбаться, у него обязательно повысится настроение, а если купит новый гардероб и научится правильным сочетаниям, то работа над архетипами приведет к впечатляющим результатам. Когда одеваешься в определенную одежду, неосознанно подстраиваешься под образ, который она диктует.

Ну а что если архетип Невинного решил, что ему срочно нужны карьерный рост и руководящие позиции? Невинный — слишком доверчивый для Правителя, но он может сочетаться с Творцом или Заботливым, образами вполне подходящими, чтобы внушить всем доверие и организовать рабочие процессы.

Интересный пример с персональным брендом принцессы Дианы. Она любила носить пиджаки и блузы с плечами, не боялась полосок — словом, выглядела типичным Правителем. Но в то же время появлялась в образе дитя и одевалась в Невинного: коралловые шорты и белые рубашки. Любила синие джинсы и рубашки с открытым воротом, демонстрируя способность на поступок, — а это уже атрибуты Разбойника или Героя. Не забывала о платьях с декольте, демонстрируя архетип Любовника.

Колоритный образ Виктории Бекхэм говорит нам о статусе Правителя в сочетании с Любовником и Магом. Удивительно, как Бекхэм выросла в икону стиля: будучи в молодости слишком простоватой для богачки из Хартфордшира, она, видимо, смогла побороть детские комплексы и стать Правителем и Магом.

Это все очень органично: надо лишь принять новые правила игры и привыкнуть к реактивному восприятию образов окружающими. Поскольку мы живем во времена персократии*, которая сформировалась в период экономики впечатлений, популярность персональных брендов очевидна: людям доверяют больше, чем компаниям. И если бороться за успех и доверие, придется выстраивать собственную персону, относиться к себе как к технологичному продукту, думать комплексно. Современный человек должен быть синергетичен, поскольку явления в современном мире не существуют в вакууме: одни порождают другие, все взаимосвязано. Буквально как в концепции «человек эпохи Возрождения», с синергией знаний из области техники, математики и живописи. Персональный бренд — это тоже синергия.

Роман Левшин,

эксперт по стратегическому маркетингу,

член Академического совета программы «Маркетинг» Высшей школы экономики,

магистр маркетинга и продаж международных бизнес-школ ESADE (Барселона), SDA Bocconi (Милан),

автор блога в Международном проекте «Сноб» https://snob.ru/profile/412358/blog/3060108/

__________________

*Персократия (©️ Роман Левшин, 2023) — новый социальный класс. «Персо» в переводе с латинского означает «социальная роль», «кратос» по-гречески — власть и господство. Все вместе буквально — «господство публичного лица».

Подписывайтесь на новый телеграм-канал Персократия, где мы с коллегами рассказываем про управление персональными брендами.

Поделиться:
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
логотипы_Монтажная область 1 копия

АДРЕС И КОНТАКТЫ
123298, г. Москва, ул. Народного ополчения, д. 38, корп. 3, оф. 322
+ 7 (926) 590-42-55
info@nokc.org.ru

Исполнительный директор
Граница Анжелика Ярославовна
+7 (925) 082-65-57
a.granitsa@nokc.org.ru

Заместитель Исполнительного директора
Коваленко Алла Игоревна
+7 (926) 590-42-55
a.kovalenko@nokc.org.ru

Руководитель Центра профессиональных компетенций
Зернова Елена Геннадьевна

+7 (999) 276-40-71
e.zernova@nokc.org.ru

Copyright 2008-2022 НОКС

Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Сайт создан Дизайн-студией «Фрешлаб»