Обзор Клуба от 26 октября 2023
26 октября 2023 года состоялось новая встреча в Клубе корпоративных секретарей НОКС.
Фокусом встречи стала тема «Комплаенс в корпоративном управлении — 2023».
Спикерами выступили:
- Елена БРЕЕВА, Директор по корпоративному управлению и комплаенс, Группа «ГАЗ»
- Марат САМАРСКИЙ, Советник, адвокат, руководитель группы практики санкционного права, VERBA LEGAL,
- Наталья КОНОВАЛОВА, Корпоративный секретарь, комплаенс-офицер, ООО «А1».
За последние несколько лет внешние обстоятельства и факторы рынка существенно повлияли на основные вызовы в комплаенс и определили новые тренды.
Комплаенс стал неотъемлемой частью бизнес-процессов компаний, а в настоящее время особую актуальность, после введения внешних ограничений, обрел антисанкционный комплаенс.
Комплаенс-специалисты всегда сталкивались с большим количеством вызовов. Внешние обстоятельства только усугубляют критические зоны и заставляют использовать новые методы для предотвращения рисков.
Как показали выступления спикеров, основы комплаенс не меняются, меняются лишь фокус и инструменты реагирования.
Так, автоматизация процессов комплаенс становится все больше востребованной и необходимой компаниями. Но, помимо очевидных плюсов, эти инновации влекут и минусы, о чем детально рассказала и проиллюстрировала дорожную карту автоматизации комплаенс Елена Бреева в своем выступлении.
Усиление геополитической напряженности, беспрецедентное санкционное давление определили комплаенс-вызовы на 2023 год: необходимость соответствовать санкционным требованиям, регулярно отслеживать изменений санкционного законодательства и адаптировать внутренние процессы организации в соответствии с данными изменениями.
Многие организации испытывают высокое давление в связи с необходимостью увеличения комплаенс-контроля, вызванного внешними обстоятельствами. Эти изменения привели к изменению комплаенс-процессов на стороне банков и профучастников.
Марат Самарский, второй спикер Клуба, сделал обзор по вопросу антисанкционного комплаенса на примере реальных кейсов. Его выступление подтверждает тезис: «Программы антисанкционного комплаенс — основа защиты компании от санкционных рисков».
Наталья Коновалова, поделилась личным опытом и наработками построения и работы комплаенс–системы в ООО «А1».
Участники встречи сошлись во мнении, что в условиях санкций организациям стало труднее сосредоточиться на рисках, связанных с контрагентами. С уходом иностранных компаний с рынка и введением экспортно-импортных ограничений возросла нагрузка на организации для обеспечения важнейших процессов и восстановления разрушенных логистических цепочек поставок. Это повлекло усиление роли комплаенс-специалистов в компаниях.
Эксперты единогласны: несмотря на изменение внешних условий, базовые принципы комплаенс не изменились, работа по внедрению комплаенс должна продолжаться, а процессы адаптироваться к новым реалиям. Необходимо интегрировать комплаенс в новую бизнес-среду, увеличить скорость реакции от момента принятия новых регуляторных требований до их реализации в организации, что обеспечит, в том числе, автоматизация этих процессов.