Кузнецов Сергей, корпоративный секретарь Центральной пригородной пассажирской компании
В последнее время достаточно часто встречается понятие цифровой экосистемы.
Цифровая экосистема — это клиентоцентричная бизнес-модель, объединяющая две и более группы продуктов, услуг, информации для удовлетворения конечных потребностей клиентов[1], партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан[2].
Простыми словами экосистема – это разветвленная сеть организаций, созданная на единой цифровой платформе, включающая в себя набор связанных друг с другом бизнесов и выстраиваемая вокруг клиентов. В нее могут входить поставщики и производители, банки и лизинговые компании, разработчики и агрегаторы.
И главный принцип построения отношений здесь основывается не на владении компаниями, а на удовлетворении повседневных потребностей клиента с включением в себя ряда сервисов, и направлена в конечном счете на создание благоприятных условий для экономического роста, конкуренции и безопасной среды.
Несмотря на то, что данная модель пока только зарождается в России, популярность ее стоит отметить уже сейчас.
Главными локомотивами в этом вопросе являются Сбербанк, Тинькофф, ВТБ, Яндекс, Mail.ru Group и МТС.
Как и любой совокупности организаций, для экосистемы характерно наличие вертикальных связей и интегрированного управления по аналогии с холдингом.
Но холдинг в классическом понимании представляет собой предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других, дочерних обществ[3], а в нашем случае мы столкнулись с более сложным процессом и гораздо шире кругом участников.
И если на законодательном уровне регулирование деятельности холдингов существует хотя бы на уровне профильных федеральных законов (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью и пр.), то регулирование деятельности экосистем законодателю только предстоит унифицировать.
Попробуем разобраться в основных отличиях экосистемы от привычного для нам холдинга.
Критерий | Экосистема | Холдинг |
Цель создания | — Увеличение прибыли — Удобство в обслуживании потребителей; — Сокращение расходов за счет новых сервисов — Расширение числа участников процесса | — Организация управления группой компаний — Контроль принимаемых решений — Участие в развитии бизнеса |
Участники | Акционеры, стейкхолдеры, контрагенты, поставщики, государство | Владельцы бизнеса и подконтрольные компании |
Конечные бенефициары | Конечные потребители | Собственники бизнеса |
Объединяющая основа | Цифровая платформа, единые каналы продаж | Корпоративный договор, акционерное соглашение и пр. |
Единый регулятор | Отсутствует | Центральный банк Российской Федерации |
Эксклюзивные права в группе | Не предусмотрены | Возможно установить в соглашениях и внутренних документах |
Развитие «сверхмощных» экосистем в России в наши дни приобретает все большую актуальность. И данная тенденция будет только усиливаться. Ведь не зря глава Банка России Эльвира Набиуллина назвала формирование этого института серьезным вызовом для экономики и развития конкуренции на российском банковском секторе[4]. И неудивительно, ведь они представляют нам достаточно широкий круг участников, более значительный массив оснований, способов и возможностей для сотрудничества в рамках бизнес-процесса, управления группой компаний и, в конечном счете, достижения общих целей,
Однако существенным камнем преткновения в развитии российских экосистем является их слабое урегулирование в законодательстве. Наиболее остро, на наш взгляд, стоят следующие проблемы:
С учетом того, что вопросы нормативного регулирования экосистем затрагивают большое количество отношений, требуется комплексный подход к нормативному регулированию данного вопроса.
Для достижения наибольшей привлекательности экосистем мы видим следующие варианты развития законодательного регулирования их деятельности.
Вариант 1. Разработать единый профильный федеральный закон, посвященный непосредственному регулированию экосистем, инкорпорировав в него положения отдельных нормативно-правовых актов. Обязательно, по нашему мнению, необходимо предусмотреть требования к экосистемам, их составу, порядку регулирования взаимоотношений внутри экосистем, а также их взаимодействию с третьими лицами. Важным моментом мы видим законодательное закрепление обязательных требований к соглашению между участниками экосистемы, перечень обязательных его условий. Создание отдельного уполномоченного органа будет также нелишним с целью разгрузки Центрального банка Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, которые смогут передать вопрос на рассмотрение уполномоченному органу, если речь будет идти об отношениях внутри экосистемы, связанных с участием в ней либо касающихся взаимоотношений экосистемы с третьими лицами.
Вариант 2. Внести в действующие нормативно-правовые акты изменения, касающиеся деятельности экосистем. Данный вариант является, по нашему мнению, наиболее сложным. Дело в том, что масштаб развития отношений внутри экосистем носит существенный характер. А это значит, что законодателю представит очень большая работа по выявлению перечня подлежащих обновлению документов. В частности, это Гражданский кодекс Российской Федерации, профильные федеральные законы, регулирующие: деятельность юридических лиц отдельных гражданско-правовых форм (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о публично-правовых компаниях и пр.), вопросы конкуренции (о защите конкуренции, о рекламе, о естественных монополиях), вопросы защиты информации (о коммерческой тайне, о персональных данных), прав потребителей и др. Отдельным вопросом стоит защита информации. В профильные законы, в том числе Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», необходимо будет внести положения, касающиеся требования к платформам, вокруг которых строятся экосистемы, порядок защиты информации их участников.
[1] Концепция государственного регулирования цифровых платформ и экосистем, утв. Министерством экономического развития РФ (https://www.economy.gov.ru/material/departments/d31/koncepciya_gos_regulirovaniya_cifrovyh_platform_i_ekosistem/)
[2] Указ Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203
[3] Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392
[4] https://www.rbc.ru/finances/18/02/2020/5e4b9c449a79479174347371