Национальное
объединение
корпоративных
секретарей
Национальное объединение
корпоративных секретарей
logo
06.08.2025

НОКС•Партнер
Тамара Карташева и ее «Лаборатория харизмы»!

Бизнес- и медиатренер, эксперт конкурса «Лидеры России»
Лауреат премии ТЭФИ
Автор обучающих курсов и бестселлера «Короче говоря» 

И у Тамары в активе – два похода на Северный полюс с программой «Время героев».

Тамара всю жизнь работает с яркими политиками. Ее собеседниками были Владимир Владимирович Путин, Борис Ельцин, Евгений Примаков, Виктор Черномырдин, Патриарх Алексий II и не только.

Тамара разложила харизму на молекулы и вывела ее формулу. Она уверена, что харизма есть у каждого.
Каждый может стать Звездой.
Как? Как раз этому она и учит.
Лауреаты номинации получают в награду сертификаты на обучающий курс «Короче говоря».

  • Волнение и харизма вместе не монтируются. Но мы ведь тут наращиваем мышцы харизмы, и это значит, что нам нужно понять, как прокачать и эту мышцу тоже. Волнение выдает новичка, а уверенность подчеркивает лоск и заматерелость.

    «Человеческий мозг великолепная штука.
    Он работает ровно до той минуты, когда ты встаешь, чтобы произнести речь».
    М. Твен

    Какое же точное наблюдение. Вы тоже волнуетесь, когда вам нужно произнести речь? Вот так, по-настоящему…? Чтобы волнение накрывало вас с головой, а сердце билось в висках, как колокол. И чтобы ноющая, как зубная боль, мысль о предстоящем выступлении, отравляла жизнь? Что вот уже послезавтра… Полный зал, и вы с микрофоном. И лучше бы умереть уже сегодня… Недобрый мозг подкидывает вам одну картинку страшнее другой: что все пошло хуже некуда, что вы забыли слова, не можете вспомнить главное, и в конечном итоге стали тянуть вот это вот все: аааа и ээээ… это все, что я хотел сказать… Примерно так все описывают то, что обычно происходит из-за страха публичных выступлений. Вы такой не один, и вам сейчас должно стать хоть немного легче от этой мысли. Таких людей большинство. Говорят, что страх публичных выступлений сродни страху змей и даже смерти. Настолько он силен.

    Расскажу историю.

    Когда я получала свой ослепительно блистательный ТЭФИ, я была вне себя от неожиданного и огромного счастья. Эмоции бурлили и подпрыгивали. Я шла на сцену секунд 10 и лихорадочно думала: что же мне сказать, что мне сказать, что, что сейчас сказать??? 

    Я понимала, что достаточно вспомнить одну уместную фразу, чтобы ухватиться за нее. Знала, что она вытащит мое выступление. Но ни одной фразы не было в голове. Ни одной!

    Знала, что, когда тебя награждают, главное быть кратким! Без заносов куда-то в сторону и погружений в исторические пласты и контексты. Все ведь за тебя рады, может даже, счастливы, но долго тебя слушать никто не собирается. Такой формат. Твоя задача в него попасть. Поблагодарить, пошутить и вернуть слово ведущим. Всё! Шутка и благодарность. Шутка и благодарность.

    И вот я на сцене. Стою перед микрофоном с дико колотящимся сердцем. Ладошки влажные. Голоса нет. Он упал куда-то на дно желудка. И не поднимается.

    Передо мной – отчаянно профессиональная аудитория. Академики телевидения, многократные обладатели черного пояса во всех телевизионных жанрах, топовые ведущие всех телеканалов страны, талантливые региональные журналисты, медиатренеры. А меня волнение держит так цепко, что я вдруг делаю все не то и все не так. 

    Ну, вот смотрите.

    Андрей Малахов и Яна Чурикова – ведущие церемонии, представляют меня. Яна говорит фразу, за которую я могу зацепиться. По сути это даже спасательный круг, но я его не ловлю:

    – Аплодисменты на родной земле… (а церемония проходит в Сочи).

    Зал дружелюбно и с готовностью начинает хлопать. И ровно в этот момент… я начинаю свою речь. То есть ни секундой позже. Представили? Вот прямо в этом мощном шуме аплодисментов и радости за меня.

    Получается, что мне не так важно, услышит ли хоть кто-то хоть что-то из того, что я говорю. Выглядит это именно так.

    Помните, как говорит режиссер в фильме «Отпуск по обмену», когда идет на сцену? «Скорее опозоримся, скорее забудем». Вот что-то подобное явно творилось со мной. И я говорю вот что…

    – Когда мы с Наташей Бойко стали делать эту программу, нами двигало то, что Шкловский назвал энергией…

    И дальше происходит страшное. Да, от волнения я не могу вспомнить нужное слово, а значит – зависает вся цитата, которая так лихо вдруг появилась в моей голове, выписала головокружительный пируэт и исчезла.

    Не могу вспомнить слово секунду, другую… Его нет. Оно растворилось. Исчезло. И вдруг из зала кто-то с размаху кидает мне: «заблуждения».

    – Энергия заблуждения, – радостно повторяю я и почему-то добавляю то, что и так очевидно: – Волнуюсь. Мы хотели изменить к лучшему родной город. Но изменить нам в очередной раз удалось только самих себя. Правда, осталось ощущение, что мы пытались…

    И ухожу.

    За 20 секунд я совершила три ошибки.

    Не выдержала паузу.

    Не развеселила.

    Не поблагодарила.

    А теперь представим идеальный сценарий и идеальную благодарность, если бы все могло бы быть в нашей жизни идеальным. Есть же такие выступления на церемониях, которые нас восхищают.

    Мне очень понравилось, когда актриса, которая шла за своим Оскаром, сказала: «Если я упаду, помогите мне встать. Мне есть что сказать». Круто! После этого уже неважно, что ты говоришь. Всем уже весело.

    Так вот волнение…. Одна из прекрасных моих учениц пишет мне вечером. Ее пригласили выступить на очень важной площадке по очень важной теме перед очень важными людьми. И она занервничала.

    Побежала бегом на сайт, чтобы посмотреть, какие у меня стартуют курсы и успевает ли она пройти еще один интенсив. Увидела, что мой «Короче говоря» стартует в четверг, а ей в пятницу – на сцену. Поздно! Развернулась и скорее помчалась в другую сторону, за книгой. Схватила «Короче говоря», проглотила целиком и выдохнула.

    Она опытный спикер и знает, как надо готовиться. Как? Оставлять все самое-самое стержневое и железобетонное. Отбирать факты и плотненько сбивать их между собой. А потом еще и встряхивать все это, как перину. Чтобы появился воздух и при этом чтобы его не осталось.

    Короче говоря, если вы этого не умеете пока, мы этому учим. Чтобы выступление надвигалось на вас как торнадо на картине Джона Бозио, а вы бы невозмутимо за этим наблюдали. С любопытством, разумеется.

    Три совета. Как справляться с волнением

    О сколько нам открытий чудных

    Готовят просвещенья дух

    И опыт, сын ошибок трудных…

    Опыт. Сын ошибок трудных. По меткому наблюдению Александра Сергеевича.

    Первое, что помогает справиться с волнением, – это опыт. Нужно идти в эпицентр страха. В самую его гущу. Если вы боитесь выступать на совещании, если у вас начинается дрожь в руках от одной только мысли, что вас могут спросить вот сейчас, вот тут, при всех… И от одной этой мысли вы готовы свалиться в обморок, то какой совет вы можете получить?

    Верно. Самому идти в атаку, переступая через свой животный страх. Не ждать, дадут слово или нет. Брать самому. Истинные харизматики именно так и поступают. И это только добавляет им очков.

    Второе. Это опыт. Он позволит вам со временем обрести свой стиль выступлений, свою интонацию, свой слог, свою скорость. А для этого нужно готовиться. Хотя бы одна фраза должна быть в запасе, чтобы за нее можно было зацепиться. Или повиснуть на ней, как на круге. И он не даст вам утонуть.

    Третье. Да, и снова опыт. Чтобы перестать беспокоиться при выступлениях, нужно делать это как можно чаще. И все. Ведь известно, чтобы хорошо говорить, нужно говорить.

    Подготовка к выступлению. С чего начать?

    Давайте начнем с формата. Это доклад, речь на важной встрече? От этого выступления очень многое зависит? Или это тост на свадьбе лучшего друга? А может, большая конференция, где вы впервые станете спикером, и ваша фамилия уже заявлена в программе мероприятия? Но вы так переживаете, что готовы отказаться. Или вас будут награждать и вам нужно что-то яркое сказать гостям и губернатору региона, а то и самому Президенту? Как говорится, есть нюансы.

    Все это разные форматы и к ним готовиться нужно исходя из формулы идеальной коммуникации: цель (желаемый результат) = аудитория, формат, момент.

    Перед собой нужно ставить только одну цель. Тогда вы уйдете от желания рассказать и про это, и еще про то, и может быть, еще и вот про то. Одно выступление – одна цель. И если ваше выступление о том, как ошибки сделали вас тем, кто вы есть, то и начните с этого. Например, с фразы: я люблю ошибаться. Ярко, парадоксально, захватывающе.

    Обязательно узнайте, кто вас будет слушать. Если это свадьба, то в какой момент вам предоставят слово. Вы будете 2-м или 444-м в списке? От этого тоже будет зависеть то, что вам нужно говорить. И к этому тоже нужно быть готовым.

    Кто в зале? Вы будете на сцене или вам нужно говорить с места? А микрофон у вас будет или нет? Это не мелочи. Вам все это нужно понимать, чтобы хорошо выступить.

    Как преодолеть страх и как подготовиться?

    Скажите себе, что вы никуда не провалитесь. Уверенно так скажите, чтобы вы сами себе поверили, что земля не разверзнется, когда вам дадут слово. Вам сейчас в это трудно поверить, но это так.

    Многие меня спрашивают, нужно ли учить текст наизусть? Нет, не нужно. И даже более того – опасно.

    Еще одна история. Девушка-спортсменка должна была вести в паре с другим ведущим большое мероприятие. Все бы ничего, но это был ее первый опыт публичного выступления. Ей заранее прислали сценарий. В нем был подробно расписан отличный диалог: она говорит, он говорит, опять она, опять он… и так до финальных фанфар.

    Но девушка так переживала, страшилась и мучилась, что решила выучить текст наизусть. Причем она оказалась такой ответственной, что выучила не только свои реплики, но и слова своего соведущего. Для надежности.

    И вот – торжественная музыка, нарядные красивые ведущие выходят на сцену, огромный зал, публика, камеры, софиты – все как положено.

    Он начинает. Говорит ярко, красиво, но… совсем не то, что было в сценарии. Он – опытный спикер, легко владеет собой и залом. Она стоит – ни жива ни мертва. Слова все не те, в сценарии – совсем другие. И когда он вдруг передает ей слово, она от ужаса говорит ровно то, о чем думает:

    – А всего этого нет в сценарии.

    Благо зал подумал, что так и было задумано. Ее соведущий помог им выпутаться, и дальше все пошло как по маслу.

    Но как тогда быть, если не учить текст наизусть? Прочитайте его несколько раз, а потом уберите свой листочек и… начните импровизировать. Меняйте слова, переставляйте фразы местами, фантазируйте, но сохраняйте смысл. Записывайте эти варианты на видео, чтобы можно было посмотреть и понять, где вы звучите убедительно, какая фраза вам лучше всего удалась, и ее непременно нужно оставить.

    Ваша задача на этапе подготовки – оторваться от написанного текста, потому что если вы будете к нему привязаны, это создаст лишнее напряжение. Оно будет видно в ваших глазах, плечах, руках, во всем теле. Его не спрятать.

    Репетируйте. Импровизируйте. И снова репетируйте. Подготовка спасет вас во время выступления.

    Если вы любите конкретные цифры, то вот они: на подготовку 15-минутного выступления закладывайте по 1,5 часа в течение недели. Так что засучиваем рукава и готовимся.

    Так что лучшее лекарство от волнения – это подготовка. И кстати, есть один секрет, о котором вам нужно знать. Волнение не живет долго. Оно исчезнет сразу же, как только поймет, что вы пробрались сквозь него, что вы с ним справились.

    Тамара Карташева 
     Бизнес- и медиатренер, эксперт конкурса «Лидеры России»
    Лауреат премии ТЭФИ
    Автор обучающих курсов и бестселлера «Короче говоря»

Поделиться:
ЗАВЕРШЕННЫЕ СОБЫТИЯ
логотипы_Монтажная область 1 копия

АДРЕС И КОНТАКТЫ
123298, г. Москва,
ул.Народного ополчения, д. 38, корп. 3, оф. 322
+ 7 (926) 590-42-55
info@nokc.org.ru

АДРЕС ДЛЯ ПАРТНЕРОВ И КЛИЕНТОВ
Москва, Кузнецкий мост, 21/5, 1 подъезд, 2009/2

Исполнительный директор
Граница Анжелика Ярославовна
+7 (925) 082-65-57
a.granitsa@nokc.org.ru

Заместитель Исполнительного директора
Коваленко Алла Игоревна
+7 (926) 590-42-55
a.kovalenko@nokc.org.ru

Copyright 2008-2025 НОКС

Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Сайт создан Дизайн-студией «Фрешлаб»