Национальное
объединение
корпоративных
секретарей
Национальное объединение
корпоративных секретарей
logo

Сессия 6: АНАЛИЗИРУЙ ЭТО. Новеллы и практика корпоративного управления

Модератор:
Тамара Меребашвили — Заместитель генерального директора, Руководитель Центра корпоративных и имущественных отношений, Корпоративный секретарь, Интер РАО
Участники:
Александр Варварин — Вице-президент по правовому регулированию и правоприменению, Российский союз промышленников и предпринимателей
Андрей Зорин – Заместитель руководителя Департамента имущественных отношений, Банк России
Раиса Севастьянова — Заместитель Директора Департамента корпоративного регулирования, Министерство экономического развития Российской Федерации
Елена Точеная — Заместитель директора Департамента регулирования имущественных отношений, Министерство финансов Российской Федерации
Ирина Шиткина — Профессор кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Руководитель НОЦ «Корпоративное право»

В начале сессии модератор повторила итоги и темы, обсуждавшиеся участниками аналогичной сессии, прошедшей на Форуме НОКС в 2022 году, предложив продолжить обсуждение актуальных изменений в регулировании и результатов, которых удалось достичь участникам за прошедший корпоративный год.

Начиная сессию с новелл корпоративного управления, модератор предоставила слово Раисе Севастьяновой и предложила рассказать о том, какие мероприятия Дорожной карты «Трансформация делового климата 2020-2024» были реализованы в 2022 и первой половине 2023 года и что еще предстоит сделать в 2024 году.

Спикер привела такие данные: на начало 2023 года исполнено 12 пунктов Дорожной карты (принято 14 федеральных законов) по следующим направлениям:

  • исключены избыточные требования к содержанию уставов акционерных обществ (2 закона)
  • установлена возможность регистрации в САР иностранными и российскими гражданами международных личных фондов (прижизненных и посмертных), осуществляющих управление личным имуществом
  • непубличные АО без доли государства получили право не проводить обязательную аудиторскую проверку (2 закона)
  • компаниям (непубличным АО), переезжающим в САР, позволено эмитировать многоголосые голосующие акции (с разным объемом прав и голосов)
  • создан механизм приобретения ПАО собственных акций на организованных торгах с привлечением брокера
  • либерализованы требования к международным компаниям, претендующим на получение статуса международной холдинговой компании, введены пониженные налоговые ставки

Раиса Севастьянова также рассказала про следующие мероприятия Дорожной карты и иные изменения в федеральных законах, запланированные к принятию на 2023 и 2024 годы. Так, в ближайший год планируется реализовать следующие задачи:

  • детализировать процедуры реорганизации коммерческих корпоративных юридических лиц, что позволит сократить сроки и издержки на процедуры реорганизации, в том числе на проведение реорганизации юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, а также с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах
  • предоставить возможность застраховать ответственность членов органов управления АО и ООО, что позволит возместить убытки обществу и третьим лицам, причинённые членами органов управления общества при осуществлении ими управленческих функций
  • снизить расходы ПАО на взаимодействие с «потерянными» акционерами
  • усовершенствовать законодательство о несостоятельности (банкротстве)
  • уточнить порядок приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ
  • предоставить возможность акционерам передать СД либо исполнительному органу АО полномочия по принятию решений об участии АО в ассоциациях и иных объединениях организаций
  • дать определение выбывшему члену совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственных обществ и урегулировать правоотношения в обществе в связи с выбытием члена коллегиального органа управления
  • установить диспозитивное регулирование применения норм о преимущественном праве участников приобретения долей общества с ограниченной ответственностью
  • создать возможность выплаты рыночной стоимости доли ООО, но не ниже действительной стоимости доли в случае обращения взыскания на долю и в случае выхода участника из ООО
  • снять ограничения по сроку действия положения устава непубличного акционерного общества о необходимости получения согласия акционеров такого общества на отчуждение акций такого общества третьим лицам
  • предоставлять заинтересованным лицам на бесплатной основе копии содержащегося ЕГРЮЛ учредительного документа юридического лица в форме электронного документа
  • уточнить порядок обеспечения имущественной ответственности оценщиков и экспертов; установить дополнительные требования к исполнителям услуг по оценке государственного и муниципального имущества
  • снять ограничения на создание обществ, которых в качестве единственного участника может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица («матрешки»)

Безусловно, значение всех реализованных и запланированных мероприятий выявляется при применении новых правил регулирования на практике. Раиса Севастьянова вместе с Тамарой Меребашвили продемонстрировали результаты опроса бизнеса об эффективности реализации плана мероприятий ТДК 2020-2022 гг, проведенного РСПП при поддержке НОКС в течение июня 2022 года. В опросе приняли участие представители 76 компаний, как публичных, входящих в первый котировальный список, так и непубличных хозяйственных обществ, из разных областей и сфер экономики.

Опрос показал, что практически все респонденты считают, что цели Дорожной карты были достигнуты, однако лишь небольшое число респондентов имели возможность применения нового регулирования. У респондентов возникает много вопросов о порядке применения новых норм и сомнения в правильности понимания заложенных в законе процедур, в связи с чем многие обратили внимание на необходимость выпуска разъяснений о применении нового регулирования. Спикер и модератор выразили надежду, что со временем новыми нормами смогут воспользоваться многие компании, и потому мониторинг правоприменения стоит провести повторно через несколько лет для оценки качества проведенной работы по Дорожной карте.

Тамара Меребашвили, переходя к следующему спикеру, задала интересующий всех эмитентов акций вопрос о новом порядке раскрытия информации и связанных с ним мерах по защите эмитентов от санкционного давления недружественных государств. Отвечая на вопросы модератора, Андрей Зорин рассказал о проведенном при разработке Постановления 1102 тщательном анализе, с привлечением эмитентов и экспертов, каждого раскрываемого факта на предмет рисков, к которым ведет его раскрытие, и выразил мнение, что следует далее двигаться в направлении повышения прозрачности и объема раскрываемой эмитентами информации.

Говоря о специфике сложившегося «закрытого» корпоративного управления, Андрей Зорин отметил, что розничный инвестор пока не требует высокого уровня корпоративного управления и детализированного раскрытия, его зачастую интересуют только дивиденды. Несмотря на эту тенденцию, качественное корпоративное управление, по мнению спикера,  востребовано не только акционерами, но и стратегическими инвесторами.

Подчеркивая роль сформированных за последние 10 лет в компаниях систем управления рисками, внутреннего контроля и информационных коммуникаций с инвесторами и акционерами, спикер высказал мнение, что сложившиеся практики в этих направлениях позволили компаниям лучше преодолеть вызовы 2022-2023  г.г. и показать большую эффективность и устойчивость.

Андрей Зорин отметил, что по результатам исследования корпоративного управления в странах БРИКС, практики раскрытия информации, работы совета директоров, внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками имеют значительное сходство в юрисдикциях независимо от того, преобладает ли в структуре владения расщепленная или концентрированная собственность или в экономике преобладают компании государственного сектора, поэтому формировать подходы в корпоративном управлении следует основываясь на мировом опыте, но учитывая национальные задачи, специфику и особенности текущей ситуации.

Говоря о предоставленных законодателем эмитентам в 2022 году разовых возможностях сгладить неблагоприятные последствия ограничительных мер в части формирования и функционирования советов директоров, когда мы наблюдали массовые выбытия членов советов директоров и отказы кандидатов избираться в новые составы, Андрей Зорин привел впечатляющую статистику. В общей сложности только 19 компаний из около восьмиста публичных акционерных обществ  воспользовались правом избрания совета директоров на 3 года (из которых 6 компаний в 1 и 2 уровнях котировальных списков Московской биржи), и всего 2 компании воспользовались возможностью не формировать совет директоров. Можно сделать вывод, что несмотря на крайне сложную ситуацию в 2022 году, большинство корпораций предпочли сохранить ставший традиционным для России подход к структуре управления публичными корпорациями. Также можно сделать однозначный вывод о ключевой роли данного органа управления, а также о роли по-настоящему независимых директоров, чье критическое мышление особенно существенно для инвесторов и акционеров.

Говоря о роли дивидендной политики в корпоративной управлении, спикер отметил, что ее значение возросло в последнее время, и смещение фокуса с этого важного вопроса станет ошибкой компании.

В заключении Андрей Зорин высказал свое личное мнение, что внедренный в 2014 году Кодекс корпоративного управления, несмотря на всю его пользу в формировании современной качественной цивилизованной системы корпоративного управления, в настоящей ситуации частично устарел, и думать о его актуализации нужно уже сейчас.

Тему важности совета директоров и в особенности вопроса независимости директоров в составе советов директоров российских корпораций продолжила Ирина Шиткина. По ее мнению, в социуме абсолютная несвязанность и бесконфликтность интересов независимого директора невозможна, поэтому корпорации важно формировать несколько центров выдвижения независимых директоров, что создаст на площадке совета директоров реальную возможность формирования и обсуждения различных мнений и позиций по вопросам повестки.

Тамара Меребашвили высказала собственную позицию о том, что термин «независимый директор» изжил себя, и его нужно заменить на «профессиональный директор», который в состоянии не только критически и объективно мыслить, обладать опытом и знаниями, но и излагать и отстаивать свою точку зрения, направленную на соблюдение интересов общества, реализацию стратегии и выполнение ключевых показателей эффективности.

Переходя к вопросам практического характера, спикерами была затронута проблематика создания «резервного списка» кандидатов в совет директоров в контексте нового законопроекта о «выбывших» директорах. Александр Варварин и Ирина Шиткина со ссылкой на рассматриваемый законопроект подробно остановились на вопросе регламентации оперативного изменения состава совета директоров, в т.ч. с позиции миноритарных акционеров, высказав общую позицию, что проблематика непрогнозируемого массового выхода членов совета директоров из состава уже не так актуальна, как годом ранее. Потребность рынка сегодня в возможности формирования «резервного» списка для стабилизации работы коллегиального органа управления уже не очевидна, но вероятность возникновения конфликтов среди акционеров при выборе замены из резервного списка крайне высока. Особенно высока вероятность нарушения интересов миноритарных акционеров, поскольку контролирующий акционер приложит все усилия для замещения выпадающего директора своим кандидатом.

Елена Точеная в своем выступлении отметила продолжение активной работы Министерства финансов над анализом и сокращением числа директив в рамках предложенной Министерством «директивной гильотины». Результатом работы первого этапа гильотины стало прекращение в 2021-2022 годах контроля за исполнением госкомпаниями 21 из более чем 50 действующих директив, утративших свою актуальность в связи с достижением поставленных целей. Спикер заверила, что данная работа будет продолжена.

Также Елена Точеная поделилась с аудиторией новой концепцией государственного управления акциями акционерных обществ, реализуемой Правительством с 2020 года. Так, спикер отметила, что основная идея концепции направлена на использовании при управлении государственными пакетами акций систем стратегического управления, выражающиеся в разработке компаниями долгосрочных стратегий, планов их реализации и систем КПЭ. Главные инструменты реализации новой концепции — это мотивация менеджмента через КПЭ и мониторинг исполнения КПЭ.

Спикер рассказала о формировании модели КПЭ для государственных акционерных обществ, в основе которой лежат компоненты экономических целей стратегии корпорации, неэкономические цели, направленные на реализацию национальных проектов, а также элементы контроля операционных расходов, уровня долговой нагрузки и реализации непрофильных активов. На 2024 год запланировано внедрение в контуре реализации концепции (компании перечня 91-р, компании со 100% участием государства) комплексной системы стратегического планирования и регламентации процедур управления компаниями.

После выступления Елены Точеной спикеры и модератор вернулись к практическим вопросам корпоративного управления в контексте принятых и планируемых к принятию новых правил и процедур. Александр Варварин обратил внимание аудитории на распространение практики государственного управления компаниями через директивы и профессиональных поверенных в частный сектор, подчеркнув, что такие инструменты уже используются в частных холдингах, хотя и не закреплены законодательно, что повышает важность нового подхода к управлению государственными обществами и его влияние на всю систему корпоративного управления в экономике страны.

Ирина Шиткина отметила важность сближения требований к системе корпоративного управления для государственных и частных компаний, отметив проактивность позиции государства в данном направлении.

Подчеркнув, что все обсуждавшиеся в рамках сессии вопросы будут в итоге направлены на решение практических задач, Тамара Меребашвили отметила, что для разных целей должны быть свои практики и инструменты: «Лучшая практика – это та, что решает твою задачу».

Поделиться:
ЗАВЕРШЕННЫЕ СОБЫТИЯ
логотипы_Монтажная область 1 копия

АДРЕС И КОНТАКТЫ
123298, г. Москва, ул. Народного ополчения, д. 38, корп. 3, оф. 322
+ 7 (926) 590-42-55
info@nokc.org.ru

Исполнительный директор
Граница Анжелика Ярославовна
+7 (925) 082-65-57
a.granitsa@nokc.org.ru

Заместитель Исполнительного директора
Коваленко Алла Игоревна
+7 (926) 590-42-55
a.kovalenko@nokc.org.ru

Руководитель Центра профессиональных компетенций
Зернова Елена Геннадьевна

+7 (999) 276-40-71
e.zernova@nokc.org.ru

Copyright 2008-2022 НОКС

Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Сайт создан Дизайн-студией «Фрешлаб»