Использование AI в корпоративно-правовом поле имеет ряд особенностей, в связи с чем остаются открытыми вопросы о правовом регулировании, распределении и типах ответственности за вред, причиненный третьим лицам решением, принятым на основании AI, контроле со стороны человека за AI и государственное регулирование AI.
Новизна темы потребовала введения по мере обсуждения вопросов определений таким понятиям, как смарт-контракт, блокчейн, цифровой финансовый актив, утилитарное цифровое право (УЦП), гибридный цифровой финансовый актив, информационная платформа, NFT (non-fungible token, невзаимозаменяемый токен), DAO (decentralized automous organization, децентрализованное автоматическое управление организацией), цифровые права и права требования и др.
Говоря о тенденциях развития цифровых активов и инвестиционных платформ, Людмила Миронова отметила рост количества игроков и привлеченных средств на инвестиционных платформах (объем рынка увеличился втрое с 2020 года), а также числа инвестиционных площадок (71 в 2023 году против 50 в 2021-м), результатах деятельности по специфике привлечения средств. Спикер также остановилась на практике оборота УЦП и ограничениях их выпуска в связи с особенностями регулирования со стороны Банка России.
Раскрывая вопрос цифровизации финансовых активов и применения технологий блокчейна при принятии инвестиционных решений, Людмила Миронова представила основные проекты — ЦФА на финансовые продукты, доступные на сегодняшний день. Спикер отметила две основные технологические проблемы — полноценной идентификации и расчетов (скорости отражения поступлений средств инвестора на счет).
Продолжая тему применения технологий блокчейна, Юлия Харитонова остановилась на сфере их применения при принятии корпоративных и решений — понятии DAO, преимуществах деятельности подобной организации с точки зрения корпоративных отношений (принципах «прямой демократии») и сложностях, связанных, например, с токенизацией процессов реализации корпоративных прав (в частности, при голосовании с использованием токена), а также на законодательных нормах и правоприменительной практике, механизме реализации корпоративных прав и роли смарт-контракта в исполнении сторонами сделки возникающих из нее обязательств.
Спикер привела пример из зарубежной судебной практики, показывающий неоднозначность понимания отдельных аспектов деятельности DAO, ее регулирования, связанных, в частности, с попытками понять целесообразность определения организационно-правовой формы DAO. При этом спикер отметила, что российский финансовый рынок «уже в одном шаге от того, чтобы DAO начали «приземляться» у нас». Отвечая на вопрос модератора о перспективах внедрения «цифрового эмитента», спикер высказала мнение, что в настоящее время это слабо представленное на законодательном уровне понятие, что влечет за собой регуляторные риски. Эту тему поддержала Людмила Миронова, отметившая, что проблема может корениться в законодательном определении цифрового эмитента как непубличной компании.