Впервые термин «аффилированное лицо» в российском законодательстве был закреплен в Федеральном законе от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», однако определения аффилированных лиц дано не было. Согласно пункту 1 статьи 93 действующей на тот момент редакции названного закона, лицо признавалось аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.
6 мая 1998 года в Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – Закон РСФСР) были внесены изменения, в рамках которых дано понятие аффилированных лиц.
Федеральным законом от 07.08.2001 № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» из пункта 1 статьи 93 слово «антимономольного» было исключено и лицо стало признаваться аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ГК РФ был дополнен статьей 53.2 «Аффилированность», согласно которой в случаях, если ГК РФ или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.
Понятие аффилированности было закреплено, а его определение – нет, в связи с чем в настоящее время оно по-прежнему раскрывается в Законе РСФСР, который утратил силу во всех остальных частях, кроме определения данного понятия.
Главой 64 Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» установлена обязанность публичного акционерного общества и непубличного акционерного общества, осуществившего (осуществляющего) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, дважды в год раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
Необходимо отметить, что пунктом 1 статьи 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», устанавливающим перечень обязательной к раскрытию публичным и непубличным акционерным обществом информации, Банк России наделен правом определить иные сведения, обязательные для раскрытия.
При этом ни Федеральный закон «Об акционерных обществах», ни Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» не содержит обязательных требований к раскрытию списка аффилированных лиц. Федеральным законом «Об акционерных обществах» установлена обязанность общества вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность[1] о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 4 ст. 93).
В список аффилированных лиц, согласно Закону РСФСР, должна включаться следующая информация (сведения о следующих лицах)[2]:
(I) члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа;
(II) лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
(III) юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
(IV) лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.
Такие сведения раскрываются и в ином порядке (не только в форме списка аффилированных лиц).
(I) Так, информация о членах совета директоров (наблюдательного совета), членах коллегиального и единоличном органе управления, согласно пункту 4 статьи 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг», содержится в отчете эмитента (п. 2.1 отчета), который раскрывается за 6 и 12 месяцев.
Также информация об образовании исполнительного органа эмитента и о досрочном прекращении (приостановлении) его полномочий раскрывается в форме сообщения о существенном факте (п. 13.9.2 Положения о раскрытии информации).
Кроме этого, информация о членах совета директоров (наблюдательном совете), равно как и в отношении единоличного и/или коллегиального органа, если вопрос их образования отнесен к компетенции общего собрания акционеров, также будет раскрыта в форме отчета об итогах голосования на общем собрании акционеров (п. 4 ст. 62 ФЗ «Об акционерных обществах).
(II) В отчете эмитента указываются сведения об акционерах (участниках, членах) эмитента или лицах, имеющих право распоряжаться более чем 5 процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал (паевой фонд) эмитента (п. 3.2 отчета).
В случае косвенного распоряжения – последовательно все подконтрольные организации (цепочка организаций, находящихся под прямым или косвенным контролем лица), через которые такое лицо имеет право косвенно распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции (доли, паи), составляющие уставный (складочный) капитал (паевой фонд) эмитента.
При этом в сведениях по каждому из лиц, контролирующих участника (акционера) эмитента, владеющего не менее чем 5 процентами его уставного (складочного) капитала или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, а в случае их отсутствия – по каждому из лиц, владеющих не менее чем 20 процентами уставного (складочного) капитала такого участника (акционера) эмитента или не менее чем 20 процентами его обыкновенных акций, указывается признак такого контроля (право распоряжаться более чем 50 процентами голосов в высшем органе управления юридического лица, являющегося участником (акционером) эмитента; право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган юридического лица, являющегося участником (акционером) эмитента; право назначать (избирать) более 50 процентов состава коллегиального органа управления юридического лица, являющегося участником (акционером) эмитента).
(III) Публичное и непубличное акционерное общество, осуществившее регистрацию проспекта ценных бумаг, обязано раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах, сведения о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества (п. 65.1 Положения о раскрытии информации).
(IV) Согласно пункту 4.1 отчета эмитента, подлежит раскрытию информация о подконтрольных эмитенту организациях, имеющих для него существенное значение, с указанием признаков контроля (право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной эмитенту организации; право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган подконтрольной эмитенту организации; право назначать (избирать) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной эмитенту организации).
Раскрытию подлежат сведения как о прямом, так и о косвенном контроле. Дополнительно для каждой подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, указывается персональный состав органов управления (за исключение акционеров (участников)).
Закон РСФСР не содержит критериев отнесения лиц к одной группе. Данные положения содержатся в Федеральном законе № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно пункту 1 статьи 9 названного Закона, группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким указанным в данном пункте признакам.
Данные критерии основаны в том числе на участии в капитале (владении более 50% голосов), занятии должности единоличного исполнительного органа, возможности избирать единоличный орган или более 50% коллегиального, а также совета директоров (наблюдательного совета), наличии родственных связей. Важно отметить, что группа лиц рассматривается как единый хозяйственный субъект, используется в целях защиты конкуренции и раскрытию не подлежит.
Помимо вышеизложенного, согласно пункту 27 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, информация об аффилированных лицах должна включаться в пояснительную записку к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности).
Согласно главе 54 Положения о раскрытии информации, публичные общества обязаны раскрывать годовую и промежуточную (за 3, 6 и 9 месяцев) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономические субъекты обязаны предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган для ее размещения в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО). Согласно подпункту Л2 пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» понятие аффилированных лиц использует в следующих случаях:
– лицо, приобретшее в соответствии с акционерным соглашением право определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного общества, обязано уведомить публичное общество о таком приобретении в случае, если в результате такого приобретения это лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицом или лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентами голосов по размещенным обыкновенным акциям публичного общества (п. 5 ст. 32.1 ФЗ «Об акционерных обществах»);
– лицо, которое имеет намерение приобрести более 30 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона «Об акционерных обществах», с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вправе направить в публичное общество публичную оферту, адресованную акционерам – владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций публичного общества (добровольное предложение) (п. 1 ст. 84.1 ФЗ «Об акционерных обществах»);
– лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Федерального закона «Об акционерных обществах», с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам – владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение) (п. 1 ст. 84.2 ФЗ «Об акционерных обществах»);
– лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах», или обязательного предложения стало владельцем более 95 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 (а также лицо, которое являлось единственным акционером реорганизуемого в форме слияния либо присоединения публичного общества и в результате реорганизации стало владельцем более 95 процентов акций публичного общества, созданного путем реорганизации в форме слияния, или публичного общества, реорганизованного в форме присоединения), с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции публичного общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции публичного общества, по требованию их владельцев (п. 1 ст. 84.7, п. 1.1 ст. 84.8 ФЗ «Об акционерных обществах»);
– обеспечение доступа акционеров к информации об аффилированных лицах (ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах»);
– информация об аффилированных лицах общества (ст. 93 ФЗ «Об акционерных обществах»).
Ранее понятие аффилированных лиц использовалось для определения заинтересованных в совершении обществом сделок. Федеральным законом от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» данное понятие было заменено на понятие контролирующих и подконтрольных лиц.
При этом у лиц, которые могут быть признаны заинтересованными, появилась обязанность уведомить общество о признаках заинтересованности (ст. 82 ФЗ «Об акционерных обществах»).
Это дает возможность оценки наличия признаков заинтересованности в сделке без дополнительного раскрытия (предоставления) со стороны контрагента списка аффилированных лиц.
Также следует отметить, что 25.12.2023 в Государственную Думу ФС РФ был внесен законопроект № 519694-8, предлагающий изменения в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в отношении регулирования порядка приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ, где понятие «аффилированные лица» заменяется понятием «связанные лица».
В этой связи можно говорить о постепенном исключении понятия аффилированных лиц из Федерального закона «Об акционерных обществах». А учитывая статьи, где еще используется данное понятие, представляется необязательным раскрытие списков аффилированных лиц, так как такая информация не требуется для реализации законодательных положений.
Важно также отметить позицию Банка России по сокращению перечня сведений за счет исключения дублирующих данных [3].
С учетом изложенного публичные акционерные общества и непубличные, осуществившие регистрацию проспекта ценных бумаг, в достаточной степени осуществляют раскрытие информации об аффилированных лицах, а отдельное раскрытие списка аффилированных лиц является дублирующим и утратившим свое целевое назначение.
.
Алексей Сергеев
секретарь Совета директоров,
руководитель направления корпоративных мероприятий Дирекции корпоративных отношений и отчетности Департамента корпоративных отношений и сделок Центра корпоративных и имущественных отношений.
ПАО «Интер РАО»
Елизавета Петрухина
ведущий эксперт Дирекции корпоративных отношений и отчётности
Департамент корпоративных отношений и сделок Центра корпоративных и имущественных отношений
ПАО «Интер РАО»