Национальное
объединение
корпоративных
секретарей
Национальное объединение
корпоративных секретарей
logo

Письмо БАНКА РОССИИ от 27.05.2019 г. № 28-4-1/2816 «О некоторых вопросах порядка применения законодательства Российской Федерации»

Письмо Банка России от 27.05.2019 г. № 28-4-1/2816 «О некоторых вопросах порядка применения законодательства Российской Федерации» является ответом на соответствующий запрос ПАРТАД и отражает позицию Департамента корпоративных отношений ЦБ РФ в отношении поставленных вопросов. Данное письмо, подписанное начальником Управления обеспечения прав инвесторов Портнягиной Н.И., не является нормативным актом, не подлежит обязательному применению, однако содержит рассмотрение ряда коллизий, в отношении которых корпоративному секретарю, как минимум, следует знать точку зрения регулятора.

Письмо является достаточно объемным документом. С полным текстом письма можно познакомиться в системе Гарант по адресу Ниже мы приводит информацию и комментарий лишь по некоторым из позиций, приведенных в письме.

  • Включение в бюллетень для голосования полного текста документов, утверждаемых общим собранием акционеров (включая годовой отчет, годовую финансовую отчетность), не требуется только в том случае, если в бюллетене содержится отсылка к проекту такого документа, представленного в составе информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания. На эту позицию следует обратить особенное внимание, поскольку если общество, утверждая, например, годовой отчет, такую отсылку не сделает, то, с точки зрения регулятора, принятое решение может стать предметом оспаривания.

А как правильно прописать эту ссылку? Ответ на этот вопрос также можно найти в Письме: «…такая ссылка может быть указана в бюллетене для голосования любым способом по усмотрению общества, исходя из сложившейся в обществе практики подготовки и проведения общих собраний акционеров. Такая ссылка должна быть понятной для всех акционеров общества и однозначно указывать на проекты утверждаемых документов (например, содержать номер приложения в составе информации (материалов) либо адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), на которой размещен проект утверждаемого документа)».

  • Если, согласно решению совета директоров, акционеру предоставляется возможность проголосовать по вопросам повестки дня общего собрания через Интернет, то «… акционерное общество должно обеспечить возможность участия в общем собрании акционеров указанным способом. Порядок взаимодействия акционерного общества, регистратора и центрального депозитария при заполнении электронной формы бюллетеней на сайте в сети «Интернет» в таком случае определяется по соглашению сторон».
  • «Следует учитывать, что Закон N 208-ФЗ не относит к полномочиям счетной комиссии акционерного общества и регистратора, выполняющего функции счетной комиссии акционерного общества, проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров». Эта позиция регулятора может оказаться полезной при возникновении спора между регистратором и компанией по поводу порядка проведения собрания.
  • «В соответствии с пунктом 4.24 Положения кворум общего собрания (кворум по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания) определяется с учетом событий (действий), наступивших (совершенных) после даты, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании, и до даты проведения общего собрания. … Для целей осуществления регистратором функций счетной комиссии акционерного общества Департамент полагает целесообразным для регистратора запрашивать сведения, которые должны быть учтены при осуществлении им функций счетной комиссии у акционерного общества и лиц, в отношении которых появились основания полагать о необходимости исключения принадлежащих им акций из кворума общего собрания акционеров общества. Кворум общего собрания акционеров определяется регистратором, осуществляющим функции счетной комиссии, с учетом информации и документов, представленных указанными лицами». Здесь, среди прочего, мы видим указание на порядок действий регистратора – счетной комиссии при проведении общего собрания в обществе, в отношении которого применяются нормы главы 8.1 ФЗ «Об АО». Обществу предстоит быть готовым отвечать на такие запросы регистратора.
  • Также в Письме мы находим ответ на довольно часто задаваемый вопрос: когда прекращается прием бюллетеней для голосования от акционеров при проведении заочного собрания: «В соответствии с пунктом 4.29 Положения датой проведения общего собрания, проводимого в форме заочного голосования, является дата окончания приема бюллетеней для голосования. Таким образом, при определении кворума и подведении итогов голосования следует учитывать бюллетени, поступившие в общество до даты окончания приема бюллетеней. При этом последним днем срока приема бюллетеней для голосования и заполнения их электронной формы на указанном в сообщении о проведении общего собрания акционеров сайте в сети «Интернет» является день, предшествующий дате окончания приема бюллетеней».
  • А вот довольно спорная точка зрения регулятора в отношении того, когда и в каком порядке можно изменять количественный состав совета директоров: «Департамент полагает, что решение о количественном составе совета директоров (наблюдательного совета) общества может применяться только при формировании состава совета директоров (наблюдательного совета) на собрании, следующем за общим собранием акционеров общества, на котором утвержден количественный состав совета директоров (наблюдательного совета), поскольку у всех акционеров должна быть возможность выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, в порядке, определенном статьей 53 Закона N 208-ФЗ». Что нас в этой позиции смущает? Если количественный состав Совета определяется уставом, то изменения устава вступают в силу для третьих лиц с момента их отражения в ЕГРЮЛ. В результате количественный состав избранного совета директоров разойдется с нормами устава. Думается, что более правильным будет разрешение этого вопроса в рамках утверждаемого Обществом Положения об общем собрании акционеров или в рамках вопроса «порядок ведения общего собрания». И представляется, что позиция общества здесь может быть иной.
  • Приведем еще одну спорную позицию: «…по мнению Департамента, в случае, если общее собрание акционеров не может быть проведено в связи с отсутствием необходимого кворума, этот факт оформляется путем составления протокола. В таком протоколе указывается информация, предусмотренная Законом N 208-ФЗ и Положением, а также причина, по которой общее собрание акционеров общества не состоялось». Не вполне понятно, как можно составить протокол собрания, которое не состоялось, и какова процессуальная роль лица, подписывающего такой протокол: он же председатель собрания, а собрание так и не было открыто, его полномочия не подтверждены. Более правильным нам представляется отражение факта отсутствия кворума собрания в протоколе счетной комиссии без оформления протокола собрания.
  • Устав общества предусматривает избрание ревизионной комиссии. Может ли общество избрать не комиссию, а ревизора? Ответ мы видим в Письме: «избрание ревизионной комиссии в количестве, не соответствующем предусмотренному уставом общества, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем такой состав ревизионной комиссии общества считается неизбранным».

То же самое говорит регулятор и об избрании совета директоров: «…избрание совета директоров акционерного общества в количестве, не соответствующем уставу общества, либо в условиях, когда количественный состав определяется решением общего собрания и при этом такое решение в обществе не принималось, противоречит требованиям пункта 3 статьи 66 Закона N 208-ФЗ и устава общества, в связи с чем такой состав совета директоров общества считается неизбранным».

  • Если непубличное акционерное общество планирует внесение в устав положений, требующих единогласия всех акционеров, компании следует руководствоваться следующими соображениями: «если Законом N 208-ФЗ предусмотрено, что решение по вопросу принимается единогласно всеми акционерами общества, кворум по такому вопросу имеется в случае, если в общем собрании принимают участие все акционеры общества. При этом с учетом пункта 4.12 Положения на общем собрании акционеров рассматриваются только вопросы повестки дня, по которым имеется кворум».
  • В заключение приведем еще одну позицию регулятора, из которой следует возможность установить зависимость между отдельными решениями одного общего собрания. «Обращаем внимание, что Закон N 208-ФЗ не ограничивает возможность решения вопроса об отказе от формирования в акционерном обществе ревизионной комиссии и внесении соответствующих изменений в устав общества на годовом общем собрании акционеров, в повестку дня которого должен быть включен вопрос об избрании ревизионной комиссии. В этом случае Департамент рекомендует при подведении итогов голосования по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров сначала подводить итоги по вопросу, касающемуся положений устава о ревизионной комиссии, и, если решение по данному вопросу принято, по вопросу избрания новых членов ревизионной комиссии итоги голосования не подводить». Очевидно, такую логику можно использовать и при принятии на общем собрании решения по иным взаимосвязанным вопросам.
Поделиться:
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
логотипы_Монтажная область 1 копия

АДРЕС И КОНТАКТЫ
123298, г. Москва, ул. Народного ополчения, д. 38, корп. 3, оф. 322
+ 7 (926) 590-42-55
info@nokc.org.ru

Исполнительный директор
Граница Анжелика Ярославовна
+7 (925) 082-65-57
a.granitsa@nokc.org.ru

Заместитель Исполнительного директора
Коваленко Алла Игоревна
+7 (926) 590-42-55
a.kovalenko@nokc.org.ru

Руководитель Центра профессиональных компетенций
Зернова Елена Геннадьевна

+7 (999) 276-40-71
e.zernova@nokc.org.ru

Copyright 2008-2022 НОКС

Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Сайт создан Дизайн-студией «Фрешлаб»