Федеральная нотариальная палата своим письмом от 15.01.2020 за № 121/03-16-3 дала комментарий к «Обзору судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах», выпущенному Верховным судом РФ 25 декабря 2019 г.
В обзоре, в частности, указывается, что «3. Требование о нотариальном удостоверении, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ, распространяется и на решение единственного участника». Напомним, что упомянутая статья ГК РФ гласит: «3. Принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении: … 3) общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно».
Ранее Федеральная нотариальная палата считала, что требование об удостоверении состава участников и принятых решений в обществе, состоящем из одного участника, не требуется. Теперь точка зрения нотариата изменилась, и Палата считает, что решение единственного участника общества требует нотариального удостоверения в форме свидетельствования нотариусом подлинности подписи такого единственного участника.
При этом единственный участник может внести изменения в устав или своим решением установить иной способ упомянутого удостоверения, однако такое решение также потребует нотариального удостоверения.
Надо ли требовать удостоверения решения единственного акционера? В Обзоре судебной практики прямого ответа на этот вопрос нет. Упомянутая статья ГК РФ требует удостоверения решений собрания и состава участников любого хозяйственного общества. Цели такого удостоверения заключаются в исключении фальсификации подобных решений, и в этом аспекте решение единственного участника ООО ничем не отличается от решения единственного акционера. Очевидно, именно по этой причине рассматриваемое письмо Федеральной нотариальной палаты содержит аналогичную рекомендацию – свидетельствование подлинности подписи – также и в отношении решения единственного акционера.
Особо отметим, что согласно новой редакции статьи 67.1 ГК РФ, принятие решения общего собрания и состав его участников требуют заверения нотариусом и регистратором только в случае, когда решение принималось посредством очного голосования. Понятно, что в случае единственного участника (акционера) говорить о заочном голосовании не приходится. Но в остальных случаях в отсутствие каких либо официальных разъяснений и судебной практики можно обоснованно предположить, что если в ходе собрания, проводимого в форме совместного присутствия акционеров, часть акционеров проголосует посредством заблаговременного направления в общество бюллетеней для голосования, никакого удостоверения состава участников и принятых решений вовсе не требуется.