Рассмотрено на
VIII международном Форуме
корпоративных секретарей,
утверждено Советом НОКС,
протокол №24 от 09.04.2015
Кодекс этики корпоративного секретаря
Миссия корпоративного секретаря заключается в обеспечении соблюдения обществом требований корпоративного законодательства, устава и внутренних документов общества, гарантирующих реализацию и защиту прав и законных интересов участников корпоративных отношений. Корпоративный секретарь:
Деятельность корпоративного секретаря направлена на повышение эффективности управления обществом в интересах участников корпоративных отношений, повышение инвестиционной привлекательности акционерного общества, рост его капитализации.
Миссия корпоративного секретаря определяет специфику его правового положения, заключающуюся в подотчетности совету директоров, наличии полномочий, в том числе и властно – распорядительного характера, позволяющих ему обеспечивать соблюдение требований законодательства, внутренних нормативных актов общества, прав акционеров и иных участников корпоративных отношений.
Миссия корпоративного секретаря определяет содержание и специфику этических принципов, требований, соблюдение которых должно стать обязательным для любого корпоративного секретаря.
Излагаемые ниже принципы этики применимы к лицам, занимающим должности корпоративных секретарей, а также к лицам, занимающим иные должности (руководитель аппарата совета директоров, директор по корпоративным отношениям, руководитель департамента корпоративного управления, корпоративный юрист и т.д.), в зону ответственности которых в той или иной степени включены задачи, вытекающие из миссии корпоративного секретаря. Термин «корпоративный секретарь» применяется в качестве обобщающего.
Корпоративный секретарь должен обладать знаниями и навыками, достаточными для эффективной реализации возлагаемых на него задач. Эти знания и навыки охватывают различные сферы деятельности и разделы права, включая, но не ограничиваясь, следующим:
Характер требований, предъявляемых к знаниям и навыкам корпоративного секретаря, предполагает наличие у него высшего юридического, экономического или бизнес – образования, а также прохождение специальной подготовки по специальности «корпоративный секретарь».
Характер требований, предъявляемых к знаниям и навыкам корпоративного секретаря, предполагает наличие у него достаточного опыта работы в области корпоративного управления или руководящей работы, а также жизненного опыта. На замещение должности корпоративного секретаря рекомендуется претендовать лицам, имеющим, как минимум, 5–летний стаж работы в области корпоративного управления и/или 3-летный стаж руководящей работы. Изложенное может не распространяться на сотрудников аппарата корпоративного секретаря.
Целесообразным как для корпоративного секретаря, так и для его работодателя является подтверждение факта обладания им необходимыми знаниями и навыками, в том числе — посредством прохождения процедуры добровольной сертификации и получения сертификата «Сертифицированный корпоративный секретарь Национального объединения корпоративных секретарей».
Поскольку перечисленные выше компетенции находятся в стадии постоянного развития, корпоративный секретарь должен заботиться о систематическом повышении своей квалификации.
Задачи корпоративного секретаря, связанные с обеспечением работы совета директоров и его комитетов часто являются наиболее трудоемкими. Однако корпоративный секретарь не должен ограничиваться решением только этих задач, рассматривая их в качестве основных. Специфика миссии и правового положения в обществе порождают обязанность корпоративного секретаря держать в поле своего зрения все перечисленные выше задачи, эффективно распределяя свое время между всеми этими задачами. Ни одна из указанных задач не должна рассматриваться как приоритетная.
В случае если в обществе часть поименованных задач отнесена к компетенции иных подразделений аппарата управления, корпоративный секретарь должен систематически убеждаться в том, что выполнение этих задач такими структурными подразделениями осуществляется в строгом соответствии с требованиями законодательства, внутренних нормативных актов, рекомендациями «лучшей практики корпоративного управления».
Корпоративный секретарь назначается на должность по инициативе председателя, членов совета директоров, крупных акционеров. Решение о назначении принимается советом директоров.
Вне зависимости от того, по чьей инициативе корпоративный секретарь назначен на должность, в подчинении какого лица или органа управления он находится, при решении стоящих перед ним задач корпоративный секретарь должен проявлять равное отношение ко всем участникам корпоративных отношений, быть беспристрастным и объективным.
Корпоративный секретарь не должен отдавать приоритет и уделять больше внимания вопросам взаимодействия с мажоритарным акционером в сравнении с взаимодействием с миноритариями, взаимодействию с членами совета директоров в сравнении с взаимодействием с акционерами, взаимодействию с акционерами в сравнении с взаимодействием с иными стейкхолдерами.
Корпоративный секретарь должен предпринимать все возможные действия по предотвращению возникновения ситуации конфликта интересов. Во избежание конфликта интересов корпоративный секретарь не должен быть аффилирован с акционерным обществом, его должностными лицами, членами совета директоров или крупными акционерами.
Корпоративный секретарь должен проявлять активную позицию при решении стоящих перед ним задач.
В частности, осуществляя систематический мониторинг, корпоративный секретарь должен своевременно выявлять изменения, вносимые в действующее корпоративное законодательство, новые тенденции и подходы «лучшей практики корпоративного управления». В случае если корпоративный секретарь в результате внимательного изучения этих новаций убедится в том, что его обществу следует внести соответствующие изменения в свой устав, внутренние документы – ему надлежит:
В случае если корпоративный секретарь, осуществляя контроль исполнения норм и требований корпоративного законодательства, выявляет какие либо нарушения и несоответствия¸ он должен приложить все возможные усилия для исправления ситуации.
При получении запросов и требований от членов совета директоров или акционеров, корпоративный секретарь не должен ограничиваться передачей полученных документов в уполномоченные органы управления, но должен проследить за своевременным и полным их рассмотрением и исполнением.
При получении жалоб от акционеров корпоративный секретарь должен убедиться в их обоснованности. При отсутствии оснований – терпеливо объяснить акционеру его ошибку. При наличии оснований – инициировать действия по преодолению сложившейся ситуации.
Корпоративный секретарь должен активно пользоваться такими инструментами проявления подобных инициатив, как служебная записка, инициация совещания, инициация включения вопроса в повестку дня заседания совета директоров, инициация проведения внешних экспертиз, публикация в корпоративной прессе и т.д.
Корпоративный секретарь должен быть в курсе того, что происходит в обществе, внимательно знакомиться с приказами и иными распорядительными документами, стремиться к тому, чтобы ему была предоставлена возможность участвовать в разного рода совещаниях, рабочих группах и заседаниях правления.
Поскольку работа корпоративного секретаря непосредственно связана с осуществлением разносторонних коммуникаций, важным является проявление таких качеств, как доброжелательность, внимательность к собеседнику, умение слушать, отвечая – аргументировать свою точку зрения.
В силу рода своей деятельности корпоративный секретарь имеет доступ к разнообразной информации об обществе, в том числе – носящей конфиденциальный, инсайдерский характер, характер сведений о персональных данных, а также к информации личного характера, возникающей в частных разговорах. Корпоративный секретарь должен обеспечивать конфиденциальность доступной ему информации за исключением случаев, когда такая информация свидетельствует о нарушении обществом или его должностными лицами норм и требований законодательства, внутренних документов общества, прав акционеров. Корпоративный секретарь не должен использовать доступную ему в силу служебного положения информацию в личных целях.
В случае проведения проверок деятельности общества со стороны регуляторов или иных уполномоченных лиц, корпоративный секретарь не должен скрывать известную ему негативную информацию, необоснованно оспаривать выявленные нарушения.
Корпоративный секретарь должен периодически оценивать эффективность своей деятельности. В этих целях корпоративный секретарь должен организовывать собственную работу, а также работу своего аппарата на плановой основе, систематически оценивать исполнение планов. Целесообразным является разработка и внедрение в практику компании методики ежегодной оценки эффективности работы корпоративного секретаря.
Корпоративный секретарь не менее одного раза в год должен обсуждать эффективность своей деятельности с единоличным исполнительным органом и председателем совета директоров.
Хорошей практикой является ежегодный отчет корпоративного секретаря о результатах своей деятельности перед советом директоров или его профильным комитетом.
Подчиненность корпоративного секретаря в конкретном обществе, равно как и наименование его должности не должны влиять на исполнение корпоративным секретарем норм и требований настоящего Кодекса.
Корпоративный секретарь должен противостоять действиям менеджмента, контролирующего акционера и иных лиц, приводящим к нарушению корпоративного законодательства, устава и внутренних документов акционерного общества, прав и интересов акционеров.
Корпоративный секретарь должен поддерживать тесные конструктивные отношения со всеми подразделениями компании, при возникновении конфликта с иными подразделениями компании корпоративный секретарь должен стремиться найти компромиссное решение, но при этом не несущее рисков нарушения норм законодательства, устава и внутренних документов общества.
Следует избегать совмещения корпоративным секретарем своих функций с выполнением иных видов деятельности за исключением выполнения функций секретаря советов директоров дочерних компаний. При этом функции подразделения, возглавляемого корпоративным секретарем, могут быть шире, чем задачи корпоративного секретаря, определенные в Кодексе корпоративного управления.
Информация о корпоративном секретаре общества и способе контактов с ним должна быть размещена на сайте общества в сети Интернет и доступна для всех акционеров. Корпоративный секретарь не должен уклоняться от рассмотрения жалоб и обращений акционеров, поддержания контактов с акционерами.
При выявлении угрозы возникновения корпоративного конфликта корпоративный секретарь должен установить потенциальные причины такого конфликта, интересы его сторон, выработать рекомендации, направленные на недопущение (прекращение) такого конфликта и доложить свои соображения председателю совета директоров.
Корпоративный секретарь должен обеспечивать эффективное руководство деятельностью своего аппарата, стремиться к выравниванию загрузки сотрудников аппарата, оказывать помощь в решении возложенных на них задач, контролировать и оценивать их деятельность, инициировать систематическое повышение квалификации сотрудников аппарата корпоративного секретаря.
При принятии решения об увольнении корпоративный секретарь должен позаботиться о поиске кандидатуры, обладающей должными знаниями и навыками для замещения занимаемой им должности.
АДРЕС И КОНТАКТЫ
123298, г. Москва, ул. Народного ополчения, д. 38, корп. 3, оф. 322
+ 7 (926) 590-42-55
info@nokc.org.ru
Исполнительный директор
Граница Анжелика Ярославовна
+7 (925) 082-65-57
a.granitsa@nokc.org.ru
Заместитель Исполнительного директора
Коваленко Алла Игоревна
+7 (926) 590-42-55
a.kovalenko@nokc.org.ru
Руководитель Центра профессиональных компетенций
Зернова Елена Геннадьевна
+7 (999) 276-40-71
e.zernova@nokc.org.ru