На вопросы НОКС отвечает Андрей Ракитин – Управляющий партнер российского офиса международной компании Stanton Chase, независимый директор компаний «Владхлеб» и «НРА», преподаватель программы повышения квалификации НОКС «Корпоративный секретарь», спикер и модератор публичных мероприятий в сфере корпоративного управления.
Если говорить о компании Stanton Chase, то мы специализируемся на подборе, оценке и развитии руководителей высшего звена. Плюс, консультируем по вопросам в сфере корпоративного управления – например, оцениваем эффективность советов директоров и других коллегиальных органов, разрабатываем и проводим командные сессии, в том числе стратегические, а также помогаем решать вопросы, связанные с повышением эффективности управленческих команд. Если говорить обо мне, то к перечисленному можно добавить участие в советах директоров в роли независимого директора, исследовательскую работу и преподавание в рамках программ НОКС и МГУ им. М. В. Ломоносова.
Их, конечно, больше, но если ограничиться только тремя, то это – системность, инициативность и прагматизм. Системный подход имеет огромное значение, так как многое в системе корпоративного управления и в бизнесе вообще связано друг с другом. Инициативность важна для любого профессионала, потому что, как известно, «под лежачий камень и вода не потечет». Прагматизм, или нацеленность на полезный для бизнеса результат, является квинтэссенцией работы корпоративщика, в противном случае легко оказаться в ловушке процесса ради процесса и увязнуть в теоретических выкладках.
Всё еще да, но число хороших специалистов, обладающих глубокими знаниями и разнообразным опытом в сфере корпоративного управления, заметно увеличилось за последние десять-пятнадцать лет. И не только в связи с естественной эволюцией, но и во многом благодаря неустанным усилиям НОКС и других российских организаций, уделяющих внимание развитию профессии. Сегодня даже наблюдаются страты среди корпоративщиков – «маэстро», «растущие эксперты» и «начинающие».
Первый, важнейший и одновременно самый трудный шаг в процессе смены работы – сформулировать свои цели, желания, предпочтения, а также понять, чего точно не хочется. Это касается человека любой профессии и не зависит от возраста. Например, когда ко мне обращаются за советом о дальнейшем развитии карьеры, разговор начинается именно с этих вопросов. Зачастую кандидату труднее всего определить, что действительно нравится, приносит удовольствие. Для решения этой задачи можно «выключить» голову и «включить» душу, так как иначе есть риск потратить себя и свое время не лучшим образом. Далее нужно честно соотнестись с целью, осознать свои сильные стороны, увидеть возможности для развития, привести в порядок резюме. И только потом – приступать к поиску новой работы через все доступные каналы, включая карьерные порталы, социальные сети и кадровые агентства. Важно помнить об огромной силе «сарафанного радио» и пользоваться ею – рассказывать друзьям и знакомым об интересующих вас работе, отраслях, организациях. Об этом лучше говорить простыми словами. Например, вместо «хочу осуществлять планирование и контроль в отношении дочерних и зависимых обществ» можно сказать «хочу управлять активами». Еще один канал – корпоративные сайты интересующих компаний, где публикуются вакансии и контакты менеджеров по подбору персонала. Если такой информации нет, то можно инициировать прямой диалог с HR директором в социальной сети или по телефону.
На мой взгляд, резюме не обязательно должно быть супер-кратким, на одной странице, как многих учат. Дело вовсе не в объеме информации, а в ее содержании и форме подачи. Четкая структура, обратный хронологический порядок изложения, приоритезация, языковая грамотность, наличие краткого и емкого описания в «шапке» — вот, пожалуй, универсальный рецепт. Чем выше интересующая должность, тем лаконичнее должно быть резюме, при сохранении его информативности. В такой ситуации вспоминается известное «краткость – сестра таланта». Творческий подход к оформлению документа может помочь в некоторой степени, но здесь важно не перегнуть палку. И еще один момент: не нужно полностью делегировать работу над резюме другому человеку, даже если это супер-крутой профессионал. Поступая так, человек сознательно лишает себя возможности для развития, которая «вшита» в процесс размышлений о себе, достигнутых результатах и перспективах. А вот попросить грамотного человека о редактировании и вычитке резюме – очень полезный шаг.
В такой ситуации помогут результаты упомянутого выше первого шага. Понимание собственных недостатков и способов их устранения помогут сформулировать внятный ответ. Например, если кандидат не владеет английским языком на достаточном уровне, но есть база и желание «подтянуть» язык, можно смело сказать об этом и обозначить, как это будет сделано и сколько времени это займет. В разговоре с работодателем или представляющим его консультантом нельзя врать. Слишком высок риск, что быстро «раскусят» и, как следствие, внесут в какой-нибудь «черный» список. С другой стороны, не нужно недооценивать себя, так заниженная самооценка – сигнал работодателю о потенциальных проблемах, которые принесет с собой такой кандидат.
Такого рода информация может стать дополнительной краской, но не всегда является уместной. Чего точно нельзя делать, так это перечислять «сто-пятьсот» хобби. Такой подход будет ярким свидетельством невозможности кандидата сфокусировать внимание. Информация о личных качествах может быть полезной на начальном уровне, но может оказаться стоп-фактором, когда речь идет о высокой должности. Например, если кандидат на должность «Директора по корпоративному управлению» в качестве личных качеств указывает «легкообучаемый».
Существуют различные взгляды. С одной стороны, по мере ужесточения правил, запрещающих дискриминацию кандидатов фотографии, возраст и прочие сугубо личные аспекты постепенно исключаются из процесса. В некоторых странах вопросы личного характера уже запрещены законом. С другой стороны, если говорить о России, практика такова, что работодатели в какой-то момент хотят увидеть образ человека, и кандидаты предпочитают включать фотографию в резюме. Важно помнить о том, что фотография должна быть деловой, относительно нейтральной. Например, вряд ли кто-то воспримет всерьез человека, который претендует на ответственную должность, но в качестве своего портрета предлагает фотографию с пенной вечеринки или из ресторана. Кажется, что такого не может быть, но это довольно распространенное явление.
Главное – быть самим собой, не пытаться выглядеть лучше или хуже, чем есть на самом деле. Не нужно стараться понравиться – это легко читается и часто вызывает отторжение. Не рекомендуется «шантажировать» потенциального работодателя реальными или вымышленными предложениями от других компаний. Плюс, лучше заранее узнать с кем именно предстоит говорить, навести справки о компании и интервьюере, перечитать описание должности и требования к кандидату, исходя из этого сформулировать вопросы к будущему работодателю. С вопросами важно не переусердствовать – можно ограничиться двумя-тремя наиболее значимыми. Если ситуация позволяет, то в конце интервью можно деликатно поинтересоваться сроком получения обратной связи по итогам собеседования.
В любой организации есть сложившаяся культура, какой бы она ни была. Узнать о ней можно как из официальных документов типа «Кодекс этики и профессионального поведения», так и из отзывов о компании, разговоров с бывшими и действующими сотрудниками, общения с представителями отдела персонала и взаимодействия со своим новым руководителем. Всегда помогает наблюдательность. А вот примыкание к тому или иному «лагерю» может навредить, особенно в ситуации конфликта, который начался давно и к которому новый сотрудник не имеет никакого отношения. В части испытательного срока важно понять, ставятся ли на этот период конкретные задачи. Возможно, они сформулированы в предложении о работе или трудовом договоре. Если нет – можно спросить у руководителя о его ожиданиях, положить их лист и согласовать. Это позволит «новобранцу» обрести четкие рабочие ориентиры и расставить приоритеты, а руководителю – сформулировать критерии для оценки работы нового сотрудника.