Национальное
объединение
корпоративных
секретарей
Национальное объединение
корпоративных секретарей
logo

Форум-2024. Сессия 6.
НОВЫЕ ИДЕИ: актуальные технологии корпоративного управления

Участниками сессии стали:

Вера Евсегнеева – начальник Департамента корпоративного управления ОАО «РЖД»; Аиша Кубезова – управляющий директор – директор управления электронных рынков Сбера; Людмила Миронова – генеральный директор Регистраторского общества «СТАТУС»; Сергей Поршаков – исполнительный директор Национального совета по корпоративному управлению; Роман Чаплыгин – директор по консалтингу Группы компаний СОЛАР; Светлана Чеховская – ведущий научный сотрудник Центра частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Зинаида Шагова – старший бизнес-партнер.  Функция Корпоративное управление. Корпоративный секретарь, СИБУР; Роман Янковский – заведующий Центром трансформации юридического образования Высшей школы экономики.

Модератором сессии выступила Ольга Мохорева – руководитель функции. Корпоративное управление. Корпоративный секретарь, СИБУР.

Модератор сформулировала контентное направление сессии – о трендах и актуальных технологиях корпоративного управления. В рамках сессии ее участники намерены рассказать о тенденциях и технологиях фондового рынка, эмитентах, инвесторах и акционерах с точки зрения наступающей и с каждым днем развивающейся цифровизации данного направления.

Сессию открыл исполнительный директор Национального совета по корпоративному управлению (НСКУ) Сергей Поршаков, который отметил, что система корпоративного управления в нашей стране переживает серьезную трансформацию, которая затронула все сферы данной области. При этом те изменения, которые произошли, прошли испытание временем. В качестве актуальных текущих проблем можно выделить поиск источников формирования корпуса независимых директоров.

Нельзя не отметить позитивные моменты, который сейчас происходят:

  • растущая профессиональная дифференциация совета директоров;
  • изменение подходов к формированию составов советов директоров, в частности, раньше многие компании делали акцент исключительно на престиже, приглашая в советы директоров представителей иностранных акционеров, сейчас это сходит на нет;
  • на IPO выходят солидные средние по ведению бизнеса компании, что заставляет их совершенствовать свою систему корпоративного управления и приводить ее в соответствие с требованиями Московской биржи;
  • с 1 июля 2024 года ряд временных контрсанкционных норм прекратили свое действие.

Сергей Поршаков подчеркнул, что эффективность системы корпоративного управления в большей степени проявляется в период экономической турбулентности.

Исследование практик цифровизации корпоративного управления за 2023 год представил в рамках сессии заведующий Центром трансформации юридического образования Высшей школы экономики Роман Янковский. Оно построено на вопросах, которые задавались корпоративным секретарям и сотрудникам крупнейших российских публичных компаний. Ссылка на исследование.

Лидером по уровню цифровизации по группам отраслей стали топливная промышленность и финансовый сектор. По мнению респондентов, наибольшая необходимость цифровизации в области корпоративного управления имеется в подготовке отчетности, раскрытии информации, формировании списка аффилированных лиц, а также есть потребность в автоматизации комплаенса, управлении рисками и внутреннем контроле.

Внедрение цифровых технологий в первую очередь сталкивается с инертностью мышления и нежеланием сотрудников и руководства компаний мыслить и думать иначе, поскольку нет уверенности в каком-то непосредственном эффекте применения данных технологий. Все это является препятствием для их внедрения. Также сотрудники компании по-разному понимают, например, что такое искусственный интеллект.

Наиболее полезными, по мнению респондентов, возможностями искусственного интеллекта являются прогноз последствий управленческих решений и предотвращения ошибок в работе менеджмента. Наибольшие риски, связанные с применением искусственного интеллекта, респонденты видят в нарушении коммерческой тайны.

Директор по консалтингу Группы компаний СОЛАР Роман Чаплыгин рассказал о кибербезопасности в корпоративном управлении. Он отметил, что кибербезопасность связана в первую очередь с защитой конфиденциальной информации компании, ее активов и репутации.

Корпоративное управление и люди, которые в нем работают, безусловно оказывают очень большое влияние на развитие информационной безопасности внутри компании, в том числе обеспечивая рассмотрение органами управления соответствующих вопросов, понимание рисков и их значение. Вопросы кибербезопасности целесообразно учитывать при разработке стратегии компании.

Также Роман Чаплыгин обратил внимание на важность формирования киберкультуры в компании – руководство должно демонстрировать значимость данного вопроса, задавать тон сверху.

Группа компаний СОЛАР в рамках совместного с Ассоциацией независимых директоров мероприятия провела опрос на тему «Что такое кибербезопасность для совета директоров». Так, почти треть организаций не выносит вопросы кибербезопасности на рассмотрение совета директоров. Основным инструментом для оценки эффективности кибербезопасности является отчетность профильных представителей менеджмента компании, в свою очередь, такие более объективные инструменты, как независимый аудит и тестирование защищенности, редко используются. По мнению участников опроса, повысить эффективность кибербезопасности компаний возможно за счет развития кадрового потенциала в данной области.

Генеральный директор Регистраторского общества «СТАТУС» Людмила Миронова рассказала о влиянии цифровизации на развитие финансового рынка: «Во всех отраслях цифровизация разрывает привычные шаблоны, сейчас мы видим большой всплеск интереса к ЦФА, инвесторы хотят поучаствовать в этих инструментах». Также Людмила Миронова отметила, что в этом году количество акционеров, проголосовавших электронно на всех собраниях, возросло на 20%. 

Этот сезон собраний вскрыл также ряд проблем, в частности, ряд крупных брокеров не информируют акционеров о проходящих ГОСА: «Даже формально с точки зрения законодательства, когда обязаны разослать материалы, бюллетени, их не рассылают». Еще одной проблемой, поднятой в ходе выступления, стала тема отсутствия корпоративного активизма у розничных инвесторов. По словам Людмилы Мироновой, активизм частных инвесторов необходимо воспитывать и развивать.

О работе электронных рынков и взаимодействии с инвесторами на примере брокерского бизнеса Сбера рассказала Аиша Кубезова, управляющий директор – директор управления электронных рынков. За последние 3 года число клиентов с брокерскими счетами на фондовом рынке выросло до 41 млн, т.е. 40% активного населения являются инвесторами/имеют брокерские счета. Доля физических лиц среди акционеров выросла до 76%. В Сбере в настоящее время 6,5 млн клиентов физических лиц на брокерском обслуживании. Технологически сервисы для клиентов усовершенствованы. Так, например, введены сервисы для проведения собрания акционеров Сбера в мобильном приложении «Сберинвестиции».

«Сейчас очень важно работать с акционерами – увеличивать их акционерный активизм, чтобы клиенты были заинтересованы в инвестировании. Инвестор при принятии решения об инвестировании в российские ценные бумаги смотрит финансовые показатели компании, ее надежность, известность, а также дивидендную политику. Наша задача – повысить уровень доверия российских инвесторов к компаниям». «Мы также предлагаем такие возможности для акционеров и инвесторов, как прямой диалог эмитента с инвесторами, а также участие в корпоративных действиях через приложение, организацию вебинаров по подготовке и поддержке проведения IPO, предоставление корпоративной программы для сотрудников эмитентов как элемент их мотивации», – рассказала Аиша, продолжив дискуссию, начатую на эту тему в 1-й день Форума НОКС.

Ольга Мохорева обратила внимание, что перед корпоративными секретарями и юристами при цифровизации корпоративного управления стоит большая задача по описанию соответствующих процессов и формированию технического задания будущего продукта. При этом для организации данной работы остается важным вопрос правового обеспечения вопросов цифровизации.

О развитии законодательства в области цифровизации рассказала Светлана Чеховская, ведущий научный сотрудник Центра частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. «Необходимо отметить, что уровень цифровизации у всех компаний разный и, соответственно, перед компаниями стоят разные задачи; при этом за рубежом активизировался процесс формирования законодательства в сторону принятия конкретных норм и правил, особенно после появления системы генеративного искусственного интеллекта», – в частности, сообщила спикер.

В настоящее время предпосылки для создания российской правовой базы, связанной с использованием генеративного искусственного интеллекта, пока отсутствуют. Светлана Чеховская выразила мнение, что это произойдет по мере его широкого применения, возможно, сначала будет введен экспериментальный режим, а потом уже будут задаваться нормы. Все будет зависеть от того, как генеративный искусственный интеллект будет проникать в нашу жизнь.

По вопросу подготовки Цифрового кодекса Светлана Чеховская рассказала, что в настоящее время проходит этап создания межведомственной рабочей группы по разработке проекта документа. Имеющийся проект документа вызывает много вопросов и замечаний.

Основной целью Цифрового кодекса станет создание правовых рамок, введение единой терминологии.

Начальник Департамента корпоративного управления ОАО «РЖД» Вера Евсегнеева рассказала о цифровых инструментах компании в области корпоративного управления, основной задачей которых стала борьба с выгоранием и потерей мотивации сотрудников, осуществляющих большой объем рутинных операций, а также выявление ресурсов для творческих проектов. Кроме того, компания стремится к созданию единого информационного контура и при этом соблюдению информационной безопасности.

В качестве примера цифровизации Вера Евсегнеева привела функционирование робота, который анализирует процесс проведения корпоративных процедур в холдинге и соблюдение установленных сроков в целях выявления существующих проблем и принятия необходимых управленческих решений. В ОАО «РЖД» разработана Автоматизированная система корпоративного управления, которая объединила в себе всех участников процесса, в настоящее время стоит задача по ее внедрению. Также автоматизированы сквозное планирование корпоративных мероприятий по всему холдингу и процесс формирования основных документов, связанных с проведением корпоративных мероприятий (уведомление, опросный лист, протокол) и их дальнейшей обработкой, систематизацией принятых решений, создано единое хранилище данных обществ холдинга и система BI-отчетности.

О цифровизации корпоративного управления СИБУРа рассказала Зинаида Шагова, старший бизнес-партнер. Функция Корпоративное управление. Корпоративный секретарь.

Учитывая, что развитие технологий цифровизации выходит на первый план, СИБУР, исходя из своих ценностей для себя, определил ключевые области цифровизации корпоративных процессов:

  • цифровизация заседаний органов управления. Существующий офис обеспечивает процесс согласования материалов, безопасность данных, прозрачность и контроль за принимаемыми решениями;
  • автоматизация раскрытия информации;
  • автоматизация защиты инсайдерской информации. В настоящее время ведутся разработки данного продукта, который позволит оптимизировать процесс и повысить его эффективность, вовлеченность сотрудников;
  • ведение базы данных и ее развитие, автоматизация формирования списка аффилированных лиц и группы лиц и автоматизация подготовки решений органов управления дочерних обществ. Данная работа организована путем использования базы данных, сформированной в компании за многие годы.

Ведение архива информации о компаниях группы – это базис, на котором стоит в том числе и стоимость компании, это вклад в ее стоимость. Кроме того, повышается качество работы за счет автоматизации рутинных операций, уменьшается количество ошибок.

Резюмируя итоги сессии, Ольга Мохорева выразила мнение, что при выстраивании процессов и систем всегда целесообразно опираться на корпоративную культуру, которая заложена в компании. Важно долгосрочное видение и планирование каждого шага, потому что, руководствуясь сиюминутными решениями, мы каждым своим действием как бы берем в долг у будущих поколений: «Цифровизация должна быть умной, использование искусственного интеллекта – разумным, а наши действия – взвешенными».

Поделиться:
логотипы_Монтажная область 1 копия

АДРЕС И КОНТАКТЫ
123298, г. Москва,
у
л. Народного ополчения, д. 38, корп. 3, оф. 322
+ 7 (926) 590-42-55
info@nokc.org.ru

Исполнительный директор
Граница Анжелика Ярославовна
+7 (925) 082-65-57
a.granitsa@nokc.org.ru

Заместитель Исполнительного директора
Коваленко Алла Игоревна
+7 (926) 590-42-55
a.kovalenko@nokc.org.ru

Copyright 2008-2024 НОКС

Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Сайт создан Дизайн-студией «Фрешлаб»