ОЛЕГ ВОЛКОВ – к.ю.н., LL.M. Заместитель директора департамента корпоративного управления Московской Биржи, Секретарь Наблюдательного совета Национального клирингового центра.
В корпоративном управлении я уже более 10 лет, но в профессию пришёл совершенно из другой сферы: изначально было желание специализироваться на авторском праве в цифровую эпоху – на стыке права и того, что всегда любил – компьютеров. Даже защитил кандидатскую по этой теме, но в дальнейшем всё сложилось иначе.
После того, как отучился на магистра в Германии, были планы перейти в консалтинг в одну из крупнейших компаний, имеющих офис в России, но, к сожалению, грянул кризис 2008 года, и работу удалось найти в совершенно другой области — сфере управления коммерческой недвижимостью. Длительное время проработал единственным юристом российской дочки немецкого холдинга, обслуживающего офисы класса А, научился отличать фанкойл от чиллера, оформлять на работу высококвалифицированных иностранных специалистов и параллельно проводить общие собрания акционеров.
Следующим витком карьеры, приведшим в корпоративное право, стало предложение перейти в МДМ Банк, где я работал в аппарате корпоративного секретаря. МДМ в то время был местом, где работало очень много прогрессивных и талантливых коллег, одним из которых оказался Александр Каменский, передавший мне качественное понимание сути корпоративного управления и массу полезного опыта. После примерно 3 лет работы в МДМ я перешёл на Московскую Биржу, где и тружусь сейчас в должности заместителя директора департамента корпоративного управления.
Охарактеризуй твои личные ценности и качества, позволяющие тебе не выгорать в профессиональном плане в целом, и на текущем месте работе – в частности?
Выгорание на самом деле очень больная тема сейчас для многих. Наша профессия – не исключение. У нас большая интенсивность труда и много как рутины, так и экстренных задач. Иногда чувствуешь себя усталым персонажем Чуковского в Телефоне, которому постоянно названивают различные звери с диковинными просьбами.
Выключать смартфон и не читать почту на нашей работе после 18 часов – абсолютно не вариант, поэтому работу постепенно интегрируешь в свою жизнь. Пандемия и «продленка-удаленка» также полностью изменили стиль жизни, труд перестал восприниматься, как нечто нормированное поездками в офис.
Что помогает – различные нестандартные активности, вырывающие тебя из рутины: поездки в офис для живых встреч с коллегами, выезды на дачу, новые хобби, совместные занятия спортом с детьми.
Важным для меня оказалось и развитие чувства азарта и вовлеченности – когда после очередного заседания ты видишь, что твои советы и рекомендации коллегам сработали правильно и привели к нужному результату, тогда наступает чувство, что всё было сделано не зря и твоя работа действительно обретает смысл.
Долгое время мы ориентировались на лучшие практики корпоративного управления, но события последних дней показали, что эти практики не являются чем-то незыблемым. В настоящее время приходится принимать достаточно много различных решений, которые далеко не всегда совпадают с тем, чему тебя учили, наступает определенный сдвиг в ценностях, который важно сейчас понять и проанализировать.
Корпоративное управление и его практики постоянно меняются и трансформируются, поэтому хочется ловить тренды и даже задавать их в чем-то. Кто бы мог подумать лет 10 назад о том, что масса вопросов начнет решаться не на официальных представительных встречах, и даже не по электронной почте, а просто в мессенджерах, а телеконференции станут эффективнее живого общения в зале заседаний. Будущее уже наступило – за два года пандемии мы прыгнули очень далеко вперед, поэтому сейчас важно осознать, куда именно был этот прыжок.
Одним из ключевых инструментов здесь и сейчас является автоматизация, цифровизация и прочая «-ция» всех процессов в компаниях. Важным вызовом для меня сейчас является выбор той правильной модели, которая бы учла интересы всех стейкхолдеров в равной мере, но при этом была бы достаточно устойчива в постоянно меняющихся условиях. ИТ поднимает возможности в бизнесе на невиданные ранее высоты, но одновременно ставит его в жесткую зависимость от достаточно хрупкой инфраструктуры, управление которой уже само по себе является искусством.
Вообще в целом сейчас перед всеми из нас стоит вызов действовать осмысленно: в условиях нехватки времени и ресурсов хочется просто действовать по привычной программе, однако это далеко не самая правильная модель поведения.
НОКС – это явно не про скучные формальные доклады. НОКС – это площадка для живого общения, обмена опытом, поиска новых идей. За последние несколько лет наше объединение претерпело существенные изменения и стало центром экспертизы для людей нашей достаточно редкой профессии. Мероприятия НОКС стали для меня тем, что дает возможность переключиться с рутины на что-то новое и творческое, послушать, как работают коллеги, с чем они сталкиваются, что нового появляется в регулировании и просто в корпоративной жизни. НОКС также очень интересен с карьерной точки зрения – наше объединение помогает как коллегам, ищущим себе новое место работы, так и тем, кто хотел бы усилить свой штат классными специалистами. В общем, НОКС – это интересно, неформально и очень живо. Вступайте, не пожалеете!
По поводу наград — честно говоря, почувствовал себя не в своей тарелке: наград было выдано слишком много, и я абсолютно не сомневаюсь в том, что в нашем профессиональном сообществе есть достойные люди, которые могли бы получить их вместо меня. Коллеги, предлагаю более активно участвовать в конкурсах!
Награда для меня — это определённый символ признания, но никак не повод для того, чтобы получать какие-либо бонусы и преференции. Любая награда даёт понимание того, что твои усилия каким-то образом были верифицированы внешне и независимо, и то, что ты действительно делаешь что-то полезное для всех.
На мой взгляд, наши конкурсы НОКС, которые мы периодически проводим, служат не только тому, чтобы показать себя, но и для того, чтобы рассказать коллегам, как можно решить те или иные задачи. Награда даётся за определённое достижение, а эти достижения, как мне кажется, всегда должны являться достоянием профессионального сообщества для того, чтобы это сообщество могло развиваться дальше, поэтому, в конечном итоге, награда — это повод рассказать о том, как ты преодолел те или иные сложности, как достиг тех или иных результатов, чтобы остальные могли это повторить у себя и в чём-то превзойти твой результат.
Тяжелый вопрос. На самом деле баланс между работой и домом смещен далеко не в сторону последнего, хорошо, что работаю преимущественно из дома и родные еще не забыли, как я выгляжу! Не могу сказать, что постоянно читаю серьезную литературу и постановления пленумов – информация больше добывается из различных дайджестов и информационных рассылок, совершенно различных ресурсов от РБК и Хабра до инфоканалов в Телеграм. Очень надеюсь, что НОКС также освоит Телеграм как средство для коммуникации новостей и аналитики, так как на традиционные бюллетени и электронные письма, коих получаю в избытке, уже не хватает времени.
Читать, учиться и анализировать, безусловно, нужно, но самое главное — это выстраивать правильное общение со всеми, кто тебя окружает. За масками громких названий, титулов и регалий всегда скрываются люди, у которых есть определенные задачи, предпочтения и потребности. Важно учиться понимать эти потребности, ставить себя на место каждого и стараться сделать так, чтобы был найден баланс между интересами всех, чтобы компания, в которой вы работаете, могла принять верные мотивированные решения, направленные на её дальнейшее развитие.
Из источников – конференции и клубы НОКС, встречи других профессиональных сообществ, например, независимых директоров, риск-менеджеров, юристов, ИТ-специалистов. Корпоративный секретарь – это профессия большого кругозора, глубокого погружения в процессы компании. Мы не можем знать всё, но должны держать на границах сознания понимание того, у кого можно быстро узнать недостающее.
БЛИЦ- ОПРОС: